Декарт точнее, чем кто-либо до него, сформулировал деление Вселенной, какой мы ее знаем, на физическую и моральную части. Другие философы, возвращаясь к арабам и средневековым последователям Дунса Скота, в том числе Роджер Бэкон и сам Фрэнсис Бэкон, оставляли место для познания, которое приходит только через веру или откровение (стр. 179), однако это благочестивое место было ad hoc (для данного случая.—Рбд.) и вызывало возражение в том смысле, что оно предполагало иррациональность бога. Для Декарта такое деление стало неотъемлемой и рациональной частью философии. Оно представляло собой логическое следствие сведения им чувственного опыта прежде всего к механике, а затем к геометрии. Подобно Галилею, единственными физическими реальностями Декарт считал протяженность и движение, которые он рассматривал как «первичные» качества; другие аспекты существования, такие, как цвет, вкус, запах, он считал «вторичными». За их пределами простиралась область еще менее доступная для физики, область страстей, воли, любви и веры. Наука, согласно Декарту, занимается главным образом первой группой явлений—измеримым, составляющим основу физики, и в меньшей степени—второй; третьей группой явлений ома не занимается вовсе, поскольку эти явления находятся в сфере откровения4-31. Для Декарта животные, включая людей, представляют собой простые машины. Совершенно очевидно, что между чисто механическим человеком, управляющим своими органами тела в соответствии с принципами физики, и рациональным духом и волей, пребывающими в нем, должна существовать какая-то связь. Декарт сделал наивное, но, повидимому, совершенно серьезное предположение, что связь эта могла осуществляться через маленькую железу в верхней части черепа—шишковидное тело, рудиментарные глаза наших пресмыкающихся предков,—сейчас, однако, не выполняющее никаких видимых функций; поэтому было совершенно разумно предположить, что именно оно представляет собой если не вместилище, то, по крайней мере, место входа рациональной души.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первичные и вторичные качества» з дисципліни «Наука в історії суспільства»