То, что такое приспособление оказалось вообще возможным и не потребовалось создания иной радикально новой картины мира, показывает, что экономика феодализма, технически и экономически более раздробленная и примитивная, чем та, на смену которой она пришла, не очень нуждалась в радикально новых формах мышления и соответственно не могла их развивать. Что было в ее власти и чем она действительно занималась, так это внедрение в производство новых технических приемов, которые, хотя и в меньших масштабах, были значительно шире распространены и ближе народу, чем приемы древне-классического периода. Как мы покажем в части V, именно эта черта жизни периода позднего средневековья и сопутствовавшие ей экономические изменения привели в XVI веке к коренным преобразованиям, которые одновременно создали и современную науку и капитализм. Для того чтобы объяснить возникновение современной науки, нужно знать ее предшественников, кое-что о длительном и крайне темпом периоде, который постепенно подготовил ее, кое-что о том, чему она обязана культурам классических и доклассических цивилизаций, а также культуре магометанских стран, Персии, Индии и Китая. А главное нам нужно знать, как все это произошло. Что привело к возникновению новой науки в Италии XVI века? Что побудило науку расцвести пышным цветом в Англии, Франции и Голландии XVII века? Почему те же решающие шаги не были сделаны в других культурах, таких, как культуры Индии и Китая, которые, казалось, были готовы к этому в те или иные периоды их истории? Эти проблемы и некоторые попытки разрешить их и составляют главное содержание данной части. В ней вы найдете оценку факторов, способствовавших возникновению современной науки. Ниже будет показано, что важнейшими из них являются экономические тенденции, которые на протяжении позднего средневековья во все возрастающей степени поощряли 10* 148 Наука в эпоху веры технический прогресс, особенно за счет рационализации труда. Это те же самые тенденции, которые проявляются в период превращения экономической структуры феодализма в экономическую структуру капитализма. В самом деле, развитие капитализма в Европе и по времени и по месту совпадает с развитием науки. В этой части будет показано, как на ранних ступенях наука развивалась вслед за развитием зарождающегося капитализма и как постепенно она сама начала оказывать влияние на это развитие. Общий характер науки в течение всего этого периода определялся стеснявшими ее феодальными условиями, а ие желанным иным общественным положением, которое еще не настало. Рассматриваемые в части III периоды охватывают происхождение, рост, расцвет и упадок феодальной экономики в Северной Европе и странах Средиземноморья, а также параллельные, но своеобразные события п Азии, чей вклад в мировую культуру в это время был наибольшим. Эти периоды легко разделяются на две весьма неравные части. Сначала, в главе 5, рассматривается переходный период, охватывающий около 700 лет, 450—1150 годы, характернейшей чертой которого в Европе было сохранение остатков классической техники и пауки и их дальнейшее развитие в Сирии, Египте, Персии и Китае, происходившее под прямым или косвенным влиянием эллинской культуры. Плоды этого развития были к концу данного периода восприняты мусульманской культурой, которая во время короткого, но блестящего расцвета одновременно и передавала достижения науки другим народам и служила стимулом нового прогресса науки. Второй период, рассматриваемый в главе 6 (1150—1440), присущ только Европе. В области науки он начинается с воздействия мусульманского варианта эллинской науки на феодальное общество, приведшее к блестящему, но не нашедшему поддержки движению средневековой схоластики. Этот период характеризуется также медленным» но постепенно ускоряющимся движением прогресса техники н научных интересов в условиях возрастающей неустойчивости феодализма. Этот прогресс сам по себе и своим экономическим последствиям подготовил путь для следующей общественой формации—капитализма, в условиях которого, как будет показано в части IV, возникла современная наука.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУКА В ЭПОХУ ВЕРЫ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»