в физике пифагорейцы слишком часто выходили за пределы фактов, а опытное познание подменяли мистикой чисел. Мистическая сторона в пифагорействе связывает его с орфическими мистериями,, оставшимися от древней общинной магии и превратившимися уже в способ ухода от суровой действительности железного века2-45"154. Орфизм, как религия рабов, действительно сходен в некоторых отношениях с христианством, особенно в символических свойствах, приписываемых колесу и пещере2,38. Основным положением пифагорейцев была вера в переселение душ, по существу та же, что и у индусов, хотя, возможно, совершенно независимая от индийского влияния. Цель этого-культа состояла в том, чтобы избежать цикла перевоплощения при помощи мистических опытов, «оргийъ, а также экстазного мистического созерцания— <ипеорийъ= видений2*17'38. Это подобно идее о достижении нирваны через йогу, которой Гаутама тщетно пытался противодействовать. Идея перерождения не была неприемлемой в древнекаменном веке, когда она впервые появилась. В железном же веке она была, по существу, реакционной, ибо затушевывает сущность социальной несправедливости и войны и, по меньшей мере, относится к ним с молчаливым одобрением (стр. 540)2*13. В Бхагавадгите, когда Арджуна в ужасе спрашивает, как же могла возникнуть братоубийственная война, Кришна отвечает: Если убийца кровапый думает, что он убил, А этот убитый думает, что его убивают. Они мало знают скрытых путей, Я возвращаюсь, я прохожу, я вновь прихожу. Мистическая цель заключалась в достижении отрешенности посредством очищения. Это очищение первоначально было чисто магической церемонией посвящения или перерождения. Позднее связь с пифагорейством обнаружилась в алхимии—при очищении металлов огнем (стр. 78). Пифагорейцы вывели идею об очищении через познание, чистое познание пассивного созерцания. Этот взгляд, как его выразил Платон, заключался в том, что людей» подобно зрителям на играх, можно разделить на три класса: те, кто идет, чтобы покупать и продавать, соревнующиеся и зрители. Последних, которые просто созерцают,. он считал гораздо выше других. Этот идеал чистой науки, как созерцания*. 106 Ийикй в древнем мире происшедший от первобытного ритуала, ухудшенного классовым обществом, просуществовал до нашего времени. В настоящее время, как и тогда, этот идеал служит удобным оправданием наслаждения знанием без всякой ответственности. Хотя эти выводы из взглядов Пифагора являются явно реакционными, они появились веком позже взглядов самого Пифагора. Исходная пифагорейская община, согласно Томсону245-210, была в такой же степени политической, как и религиозной, и поэтому подвергалась преследованиям и в конце концов распалась. Томсон рассматривает пифагорейское учение как первое выражение демократической мысли, то есть рационализма торговцев средних классов в отличие от традиционализма земельной аристократии, и сравнивает влияние этого учения с влиянием кальвинизма. В частности, он связывает пифагорейское утверждение о ценности середины и о гармонии с решением проблем политической борьбы путем увеличения значения торговцев—мысль, которую мы в настоящее время приписываем Аристотелю.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мистицизм проникает в науку» з дисципліни «Наука в історії суспільства»