Практика наблюдений, проводившихся в храмах всех древних цивилизаций, включая цивилизации Америки, выходила далеко за пределы потребностей составления календаря. Солнце, как регулятор года и носитель урожая, стало таким же объектом поклонения, как божество. Луной, хотя она и была вытеснена с господствующего положения, которое она занимала во времена охотничьего уклада жизни, все же не пренебрегали, причем наблюдения распространились и на яркие блуждающие звезды—планеты, считавшиеся менее значительными божествами. Все это было гораздо большим, чем требовалось для земледелия и даже для мореплавания, но к тому времени имелась необходимость в составлении календаря и астрономических данных, которые приобрели религиозный смысл. Сам по себе календарь был необходим для фиксирования целого ряда больше прежнего усложнившихся религиозных праздников, добросовестное соблюдение которых, так же как в наше время мы соблюдаем наше воскресенье (Sunday)*, считалось существенно важным для сохранения порядка в природе. Астрономия нашла и другое применение. Изучение ее с самого начала было связано с религией. Она имела дело с небесным миром, где духи, в частности духи святых королей, жили после смерти. Вначале небесный мир изображался весьма похожим на земной шар. Египтяне представляли его как плоскую равнину, расположенную на холмах, через которую протекает небесный Нил— Млечный Путь. Вавилоняне вначале изображали его как внутреннюю часть большого четырехугольного шатра, в котором звезды подвешены, как лампы. И только после изобретения колеса появилась возможность точного воспроизведения вращения небес по своей оси вокруг полюса. Китайская астрономия, вероятно, начала с этой идеи вращения. На это указывает древность существования pi, предмета, похожего на колесо, изображающего небеса, который можно было эффективно использовать для фиксирования положения звезд Большой Медведицы. В китайской астрономии в течение многих веков сохранилось господство скорее обращающихся вокруг полюсов, нежели эклиптических звезд3-4. Идея регулярного вращения небес придавала огромное значение движениям небесных тел. Доказывалось, что если такие регулярные повторные явления на небесах влияют на природу и вызывают смену времен года, то они должны равным образом влиять и на условия жизни человека. Вначале только * Автор подчеркивает буквальный смысл английского слова «Sunday* —сдень солнца».—Прим. ред. Земледелие и цивилизация 77 божественная особа короля была en repport (в общении.—Перт.) с небесами, и каждый индивид, который был в состоянии заплатить, мог регулировать свое поведение с помощью звезд. Семь планет полностью вошли в быт человека, и они до сих пор определяют дни недели*. Даже их порядок—Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера—был первоначально астрологическим. Астрология была всегда тесно связана с астрономией, и, несмотря на ее существенные ошибки, она явилась основной причиной того, почему люди в течение тысячелетии занимались наблюдением звезд, которые, если бы они не верили в астрологию, казались бы очень отдаленными и бесполезными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Астрология» з дисципліни «Наука в історії суспільства»