Только позднее, много тысяч лет спустя, эти физические методы могли найти свое применение к другим аспектам человеческого опыта—химическому и биологическому, а также для того, чтобы сделать их логически понятными и управляемыми. Однако это отнюдь не означает, что основы биологических и общественных наук не были заложены в то время, а означает лишь то, что они неизбежно, в силу их внутренней сложности, должны были развиваться другим путем. Тем же рациональным способом невозможно увидеть, что случилось бы в результате любого действия в приготовлении пищи или напитков. Но это можно узнать, прежде всего сделав что-нибудь, а затем вспоминая и обдумывая проделанное. В этой области, и даже больше в сфере изучения поведения животных, знание, по существу, было традиционным. Око было также строго иррациональным, ибо при существовавшем тогда уровне знания невозможно было понять и увидетьпричинытого,яся£ла/ происходит то или иное. Однако это не обязательно казалось иррациональным, так как сама по себе известнесть опыта делала необязательным какое-либо объяснение. В любом случае всегда можно найти какие-то мифические объяснения, часто в виде абстрактных, но персонифицированных действующих лиц, подобных тотемическим предкам или духам, Поэтому различие между рациональной и описательной областями не было абсолютным. Кроме того, было много сходного и сопоставимого, что можно было сделать. Целые классы явлений были в некоторой степени подобны. В действи-тельиостн именно в этой области возникла практика классификации, которая привела к развитию биологических и до некоторой степени химических наук. Эти первые классификации были неизбежно воплощены в языке, который содержит 4* 52 Наука в древнем мире в себе, в сущности, теорию о существах или вещах (существительные), способных к действиям или переживаниям (глаголы). Здесь также возникает своего рода описательное рассуждение по аналогии, большей частью базирующейся на магии, которая (аналогия) хотя вначале и была ошибочной, затем становилась все более и более несомненной в результате накопления и отбора фактов, подтвержденных опытом. Судя по живущим ныне дикарям, первобытные люди должны были делать совершенно ясное различие между областью опыта, в которой они умели хорошо управлять вещами и давать правильную оценку тому, что должно произойти, и областью, в которой они должны были полагаться на ритуалы и магию. Тем не менее тесная связь этих аспектов содействовала появлению весьма устойчивых культур.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация в первобытной науке» з дисципліни «Наука в історії суспільства»