ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Наука в історії суспільства

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА
Этим завершается первый краткий обзор общих аспектов науки как инсти­тута, метода, накопленных традиций и описание связей с производительными силами и с общей идеологией. Теперь должно быть ясно, что для целей данной книги пет необходимости в определении того, что понимается под словом «нау­ка». В то же время было бы слишком большой претензией просить читателя принимать без дальнейшего доказательства сделанные и подразумеваемые вы­воды, рассматриваемые в этих разделах; доказательство их является задачей остальной части книги. Только с помощью детального освещения взаимодей­ствия пауки и общества на протяжении истории мы начнем понимать, что такое наука и каково ее будущее.
Взаимодействие науки и общества в действительности присходит самыми различными путями, и тенденция выделить какой-либо один из них явилась причиной недавней дискуссии об их взаимоотношении. Обычно начинают с влияния науки на общество: обдумывают какое-либо выдающееся открытие. вроде открытия электромагнитных волн, первоначально предсказанных теоре­тически, затем испытанных в научных лабораториях, потом проверенных в производственных условиях и в конце концов в виде радио вошедших в повсе­дневную жизнь. Но это не единственный и даже не главный путь развития на­уки и ее влияния на общество. Гораздо чаще случается, что ученый начинает замечать хорошие или плохие результаты, которые дает применение того или иного практического приема. Ученый либо беспристрастно, либо, что чаще, с целью усовершенствования изучает и открывает не обязательно то, как сделать, чтобы что-то работало, а иногда нечто совершенно иное. Он может действительно создать новую отрасль науки так же, как, например, термодинамика была открыта на основании изучения паровой машины5,3 (стр. 365). В этом вопросе важным является то, что общий практический опыт, так сказать, привлекает научные интересы, и прогресс в науке можно просле­дить, не выходя за пределы последовательно изменяющихся областей общих экономических и технических интересов.
Эта книга не претендует на то, чтобы быть историей науки. Ее темой, по существу, является взаимодействие науки и общества. Если и есть в ней какое-либо отклонение от темы, то скорее в сторону влияния пауки на историю, чем истории на науку,—тема, о которой ужетак много написано з.»м.1# Но в прош­лом зачастую пренебрегали влиянием науки на историю пли в лучшем случае либо относились к нему поверхностно, либо шли неверным путем. Это происходит потому, что профессиональные историки большей частью недостаточно квалифицированы для того, чтобы определить или даже за­метить вклад науки и ее влияние на историю; с другой стороны, историки науки меньше соприкасаются с более широкими историческими последствиями раз­вития естествен но-научного познания. В официальной истории существовала тенденция в каждый период истории рассматривать состояние науки наряду с литературой и искусством как своего рода культурный придаток к политике или в настоящее время—в незначительной степени—к экономике. Вместо этого необходимо рассмотреть вклад иауки в развитие техники и в мышление, что должно найти свое место в самом изложении. Считать,что это не имеет существен­ного исторического характера—этого прогрессивного и неповторимого элемен­та,—значит отказаться от изложения истории. Вместо истории нам оставили оценку личных отношений и отношений различных институтов общества, без какого бы то ни было ключа к пониманию того, почему они не повторялись в неограниченном количестве вариантов. Так как в действительности явные прогрессивные тенденции не могут быть скрыты, историки, не стоящие на науч­ных позициях, должны прямо отказаться от объяснения их или же попытаться дать какое-либо мистическое объяснение с помощью либо божественного про­видения, либо предполагаемого закона развития и заката цивилизации по типу.
Введение
37
предложенному Шпенглером или Тойнби. И только в свете пауки мы сможем понять необратимые сдвиги, которые порождают новое и являются типично историческими.
Как уже было отмечено и будет описано подробнее в последующих главах, наука оказывает влияние на историю двумя основными путями: во-первых, путем изменения методов производства, обусловленного наукой, и затем путем более прямого, но гораздо менее важного воздействия научных открытий и идей на идеологию данного периода. Именно первый из них привел к появлению, с одной стороны, иауки из техники, с другой,—из религии. Когда были найдены средства, хотя и в ограниченной сфере, совершенствования техники с помощью организованного мышления, направляемого логикой и проверяемого экспери­ментом, был открыт путь для неограниченного влияния пауки на производ­ственные методы. В свою очередь это воздействует на производственные отно­шения и, следовательно, имеет огромное влияние на экономическое н полити­ческое развитие.
Другое влияние иауки—через посредство ее идей—было, по крайней мере, таким, как и раньше. Сформулированные научные идеи возвращаются в общую сокровищницу человеческого мышления. Великие перевороты в познании че­ловеком вселенной, своего места в ней и цели своего существования, происшед­шие в античном мире и дошедшие через эпоху Возрождения до нашего времени, были в большой степени порождены наукой. Это была новая область простых законов природы, открытых Галилеем и Ньютоном, которые в то же время, ка­залось, оправдывали поворот к простому деизму в религии, laisser-faire в эко­номике и либерализму в политике. Теория естественного отбора Дарвина, не­смотря на то, что она возникла на базе такой либеральной идеологии, в свою очередь намеренно использовалась для оправдания безжалостной эксплуатации и расового подчинения под флагом выживания наиболее приспособленных. В противоположность такому пониманию дарвинизма более глубокое понимание эволюции заключается в том, чтобы найти путь, двигаясь по которому человек с помощью общества смог бы перешагнуть биологические границы эволюции животных и достигнуть более далеко идущей, сознательно направленной социальной эволюции (стр. 576 и далее).
Влияние научного знания и научного метода иа все возрастающий уровень всего образа мышления, форм культуры и политики происходит менее заметно. В настоящее время наука становится великим институтом человечества, обо­собленным от всех более древних его институтов, хотя и тесно связанным сними. Наука отличается от них только тем, что, будучи более новой, она все еще находится в стадии активного развития, и позиция науки по отношению к остальной части общества все еще не имеет твердого основания. Наука еще долж­на пройти большой путь для того, чтобы приобрести вес в человеческих делах,
На протяжении значительной части книги уделяется больше внимания естественным наукам, нежели общественным, не считая двух глав (12 и 13), посвященных последним. Это сделано потому, что до недавнего времени рас­смотрение вопроса о человеческих отношениях в обществе, само по себе почти самое раннее из областей человеческого знания, не выходило за рамки магиче­ских и религиозных представлений и лишь теперь начало пересматриваться под влиянием марксизма. В более поздние времена, как мы увидим в дальней­шем (стр. 525 и далее), возникшие общественные пауки почти полностью потеря­ли свое значение из-за боязни, что их могут использовать для анализа и изме­нения экономического и политического базиса капитализма. И частично по этой причине социальные изменения, порождаемые в результате воздействия есте­ственных наук иа способ производства, никогда не планировались, не были поняты и часто приводили, и в действительности все еще приводят, к губитель­ным последствиям. Только путем объединения подлинной общественной нау­ки с естествознанием может быть обеспечен удовлетворительный и прогрессив­ный общественный контроль над общественной деятельностью.
38
Возникновение а отличительные особенности науки
Во все времена у человечества существовала великая традиция, кото­рая составляла основу того, что в различные времена считалось истинным верованием и правильным действием. Эта традиция с того момента, когда мож­но было различить ее возникновение из темного прошлого предисторин, являет­ся весьма существенной, хотя мы и можем различить ее частично независимые ветви в средиземноморских странах, в Индии и в Китае. Развитие и изменение этой великой традиции невозможно понять без науки, как науку невозможно понять, если не рассматривать ее как естественную часть общей традиции.
Остальная часть книги представляет собой попытку проиллюстрировать, рассматривая различные периоды и науки, общее место науки в истории куль­туры. Согласно плану, уже изложенному в предисловии, можно будет просле­дить во все возрастающем объеме и все более подробно весь ход развития науки с момента ее первого появления до настоящего времени. В дальнейшем ходе изложения будет легче понять отношения науки и общества, обрисованные в этой главе в сжатой и абстрактной форме, и увидеть, как они возникли естественным образом из самого опыта человеческой истории.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Процес кредитування клієнтів банку
Період окупності
Протоколи супутникових мереж
Аудит акцизного збору
ЕКОНОМІЧНІ ТА СОЦІАЛЬНІ НАСЛІДКИ ІНФЛЯЦІЇ


Категорія: Наука в історії суспільства | Додав: koljan (19.05.2013)
Переглядів: 2146 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП