Этим завершается первый краткий обзор общих аспектов науки как института, метода, накопленных традиций и описание связей с производительными силами и с общей идеологией. Теперь должно быть ясно, что для целей данной книги пет необходимости в определении того, что понимается под словом «наука». В то же время было бы слишком большой претензией просить читателя принимать без дальнейшего доказательства сделанные и подразумеваемые выводы, рассматриваемые в этих разделах; доказательство их является задачей остальной части книги. Только с помощью детального освещения взаимодействия пауки и общества на протяжении истории мы начнем понимать, что такое наука и каково ее будущее. Взаимодействие науки и общества в действительности присходит самыми различными путями, и тенденция выделить какой-либо один из них явилась причиной недавней дискуссии об их взаимоотношении. Обычно начинают с влияния науки на общество: обдумывают какое-либо выдающееся открытие. вроде открытия электромагнитных волн, первоначально предсказанных теоретически, затем испытанных в научных лабораториях, потом проверенных в производственных условиях и в конце концов в виде радио вошедших в повседневную жизнь. Но это не единственный и даже не главный путь развития науки и ее влияния на общество. Гораздо чаще случается, что ученый начинает замечать хорошие или плохие результаты, которые дает применение того или иного практического приема. Ученый либо беспристрастно, либо, что чаще, с целью усовершенствования изучает и открывает не обязательно то, как сделать, чтобы что-то работало, а иногда нечто совершенно иное. Он может действительно создать новую отрасль науки так же, как, например, термодинамика была открыта на основании изучения паровой машины5,3 (стр. 365). В этом вопросе важным является то, что общий практический опыт, так сказать, привлекает научные интересы, и прогресс в науке можно проследить, не выходя за пределы последовательно изменяющихся областей общих экономических и технических интересов. Эта книга не претендует на то, чтобы быть историей науки. Ее темой, по существу, является взаимодействие науки и общества. Если и есть в ней какое-либо отклонение от темы, то скорее в сторону влияния пауки на историю, чем истории на науку,—тема, о которой ужетак много написано з.»м.1# Но в прошлом зачастую пренебрегали влиянием науки на историю пли в лучшем случае либо относились к нему поверхностно, либо шли неверным путем. Это происходит потому, что профессиональные историки большей частью недостаточно квалифицированы для того, чтобы определить или даже заметить вклад науки и ее влияние на историю; с другой стороны, историки науки меньше соприкасаются с более широкими историческими последствиями развития естествен но-научного познания. В официальной истории существовала тенденция в каждый период истории рассматривать состояние науки наряду с литературой и искусством как своего рода культурный придаток к политике или в настоящее время—в незначительной степени—к экономике. Вместо этого необходимо рассмотреть вклад иауки в развитие техники и в мышление, что должно найти свое место в самом изложении. Считать,что это не имеет существенного исторического характера—этого прогрессивного и неповторимого элемента,—значит отказаться от изложения истории. Вместо истории нам оставили оценку личных отношений и отношений различных институтов общества, без какого бы то ни было ключа к пониманию того, почему они не повторялись в неограниченном количестве вариантов. Так как в действительности явные прогрессивные тенденции не могут быть скрыты, историки, не стоящие на научных позициях, должны прямо отказаться от объяснения их или же попытаться дать какое-либо мистическое объяснение с помощью либо божественного провидения, либо предполагаемого закона развития и заката цивилизации по типу. Введение 37 предложенному Шпенглером или Тойнби. И только в свете пауки мы сможем понять необратимые сдвиги, которые порождают новое и являются типично историческими. Как уже было отмечено и будет описано подробнее в последующих главах, наука оказывает влияние на историю двумя основными путями: во-первых, путем изменения методов производства, обусловленного наукой, и затем путем более прямого, но гораздо менее важного воздействия научных открытий и идей на идеологию данного периода. Именно первый из них привел к появлению, с одной стороны, иауки из техники, с другой,—из религии. Когда были найдены средства, хотя и в ограниченной сфере, совершенствования техники с помощью организованного мышления, направляемого логикой и проверяемого экспериментом, был открыт путь для неограниченного влияния пауки на производственные методы. В свою очередь это воздействует на производственные отношения и, следовательно, имеет огромное влияние на экономическое н политическое развитие. Другое влияние иауки—через посредство ее идей—было, по крайней мере, таким, как и раньше. Сформулированные научные идеи возвращаются в общую сокровищницу человеческого мышления. Великие перевороты в познании человеком вселенной, своего места в ней и цели своего существования, происшедшие в античном мире и дошедшие через эпоху Возрождения до нашего времени, были в большой степени порождены наукой. Это была новая область простых законов природы, открытых Галилеем и Ньютоном, которые в то же время, казалось, оправдывали поворот к простому деизму в религии, laisser-faire в экономике и либерализму в политике. Теория естественного отбора Дарвина, несмотря на то, что она возникла на базе такой либеральной идеологии, в свою очередь намеренно использовалась для оправдания безжалостной эксплуатации и расового подчинения под флагом выживания наиболее приспособленных. В противоположность такому пониманию дарвинизма более глубокое понимание эволюции заключается в том, чтобы найти путь, двигаясь по которому человек с помощью общества смог бы перешагнуть биологические границы эволюции животных и достигнуть более далеко идущей, сознательно направленной социальной эволюции (стр. 576 и далее). Влияние научного знания и научного метода иа все возрастающий уровень всего образа мышления, форм культуры и политики происходит менее заметно. В настоящее время наука становится великим институтом человечества, обособленным от всех более древних его институтов, хотя и тесно связанным сними. Наука отличается от них только тем, что, будучи более новой, она все еще находится в стадии активного развития, и позиция науки по отношению к остальной части общества все еще не имеет твердого основания. Наука еще должна пройти большой путь для того, чтобы приобрести вес в человеческих делах, На протяжении значительной части книги уделяется больше внимания естественным наукам, нежели общественным, не считая двух глав (12 и 13), посвященных последним. Это сделано потому, что до недавнего времени рассмотрение вопроса о человеческих отношениях в обществе, само по себе почти самое раннее из областей человеческого знания, не выходило за рамки магических и религиозных представлений и лишь теперь начало пересматриваться под влиянием марксизма. В более поздние времена, как мы увидим в дальнейшем (стр. 525 и далее), возникшие общественные пауки почти полностью потеряли свое значение из-за боязни, что их могут использовать для анализа и изменения экономического и политического базиса капитализма. И частично по этой причине социальные изменения, порождаемые в результате воздействия естественных наук иа способ производства, никогда не планировались, не были поняты и часто приводили, и в действительности все еще приводят, к губительным последствиям. Только путем объединения подлинной общественной науки с естествознанием может быть обеспечен удовлетворительный и прогрессивный общественный контроль над общественной деятельностью. 38 Возникновение а отличительные особенности науки Во все времена у человечества существовала великая традиция, которая составляла основу того, что в различные времена считалось истинным верованием и правильным действием. Эта традиция с того момента, когда можно было различить ее возникновение из темного прошлого предисторин, является весьма существенной, хотя мы и можем различить ее частично независимые ветви в средиземноморских странах, в Индии и в Китае. Развитие и изменение этой великой традиции невозможно понять без науки, как науку невозможно понять, если не рассматривать ее как естественную часть общей традиции. Остальная часть книги представляет собой попытку проиллюстрировать, рассматривая различные периоды и науки, общее место науки в истории культуры. Согласно плану, уже изложенному в предисловии, можно будет проследить во все возрастающем объеме и все более подробно весь ход развития науки с момента ее первого появления до настоящего времени. В дальнейшем ходе изложения будет легче понять отношения науки и общества, обрисованные в этой главе в сжатой и абстрактной форме, и увидеть, как они возникли естественным образом из самого опыта человеческой истории.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»