Однако общий характер теоретических разногласий внутри самой науки не нов. При изучении истории науки становится ясно, что борьба между двумя основными противоположными тенденциями—формальной и идеалистической, с одной стороны, и практической и материалистической — с другой, проходит иногда в скрытой, а иногда в явной форме с самого момента зарождения науки. Мы увидим, что это противоречие было доминирующим в греческой философии, но в действительности оно должно было возникнуть гораздо раньше, при первоначальном образовании классовых обществ, ибо общие социальные признаки обеих сторон в этом конфликте никогда не вызывали сомнений. Сторонники идеалистического мировоззрения являются сторонниками «порядка», аристократии и принятой религии, а наиболее последовательным сторонником идеализма является Платон. Согласно идеализму, цель науки состоит в объяснении того, что вещи таковы, каковы они есть, и того, что невозможно и дерзко надеяться изменить их сущность. Платон считал необходимым устранить лишь некоторые недостатки, такие, как демократия, ибо Введение 35 прочность государства зависит от забот правителей—■«люден золота». Преимущество такого положения не сразу может быть замечено низшими классами, поэтому необходимо доказать им всю иллюзорность материального мира и, следовательно, нереальность зла в нем (стр. 105). В таком воображаемом мире изменения являются злом; идеал, добро, истина и прекрасное вечны и несомненны; очевидно, нто они не превалируют на земле, а их надо искать на совершенных небесах. Этот взгляд оказал сильное влияние на развитие науки, в частности на астрономию и физику (стр. 115), и даже в наше время—в более развитых и изощренных формах—вновь появилась сильная тенденция воз' действия этого взгляда на науку (стр. 408, 410). Материалистический взгляд в некоторой степени благодаря своему практическому характеру и даже больше благодаря своей революционной сущности в течение столетий не встречал поддержки в ученых кругах и редко формировал часть официальной философии (стр. 108). Тем не менее этот взгляд нашел' одно из своих выражений в эпикурейской поэме Лукреция «De rerurn Natural («О природе вещей»), которая показывает как его силу, так и опасность для установившегося строя. Этот взгляд является, по существу, философией, трактующей об объектах и их движениях, объяснением природы и общества от частного к общему, а не от общего к частному. Он подчеркивает неисчерпаемое постоянство вечно движущегося материального мира и человеческую способность к преобразованию его путем изучения его законов. Материалисты классических времен не могли идти дальше, как мы увидим из дальнейшего изложения, из-за их отрыва от ручных ремесел; позднее великий реформатор материализма Френсис Бэкон также не смог этого сделать. В определенный момент, в ходе промышленной революции в Англии, паука фактически стала материалистической, хотя она и продолжала заискивать перед идеалистами по политическим и религиозным соображениям. До середины XIX века материализм в философском отношении оставался несовершенным, так как он не был связан с обществом и с происходящими в нем изменениями и поэтому не был в состоянии дать объяснение политическим и религиозным явлениям. Распространение и преобразование материализма, с тем чтобы дать объяснение политическим и религиозным явлениям, было делом Маркса и его послодова-ic-лей ьа7. Вначале новый диалектический материализм действовал в области экономики и политики, и только в наше время он начинает проникать в сферу естественных наук. Борьба между идеалистическим и материалистическим направлениями в науке является постоянной характерной особенностью истории науки с самых ранних времен. Идеализм Платона был в некотором смысле ответом на материализм Демокрита, основоположника атомистической теории (стр. 107). В средние века Роджер Бэкон нападал на господствовавшую в то время философию Платона—Аристотеля и проповедовал такую науку, которая приносила бы практическую пользу (стр. 182). За свои труды он был заключен в тюрьму. В великой борьбе эпохи Возрождения за создание современной экспериментальной науки основным ее врагом было формалистическое учение Аристотеля, поддерживаемое церковью. Аналогичная оппозиция обнаруживается в XIX веке в столкновении между наукой и религией по поводу эволюционной теории Дарвина. Само постоянство этой борьбы, несмотря па последовательные победы, одержанные материалистической наукой, показывает, что эта борьба, по существу, касается не только философии и науки, а является отражением политической борьбы в сфере науки. На каждом этапе идеалистическую философию призывали представлять дело таким образом, что имеющееся в данное время недовольство является иллюзорным, а также оправдывать существующее положение вещей. На каждом этапе материалистическая философия полагалась на практический опыт, почерпнутый из действительности, и на необходимость изменений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Материализм и идеализм» з дисципліни «Наука в історії суспільства»