Политика — это искусство управлять государством. Ядром политики является деятельность по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Политические учения формировались вначале в недрах мифологических, затем религиозных и философских представлений. Лишь к середине XIX в. обрела самостоятельность особая наука — политология или дословно «наука о политике». Политология изучает политическую жизнь общества в самых различных ее проявлениях и в связи с этим имеет сложную дифференцированную структуру и тесно связана с другими общественными науками, прежде всего социологией и экономической теорией. Как мы уже отмечали, основу современной политической науки заложил Н. Макиавелли в XVI — XVII вв. Идеи государства и власти разрабатывали социалисты-утописты. В ранний период эпохи науки значительный вклад в развитие политологии внесли европейские страны, в которых активно развивались и происходили революционные процессы, и вопросы власти станови- 239 Раздел И. Основные направления классической науки лись весьма актуальными не только на теоретическом, но и на сугубо практическом уровне. В Голландии возникает ставшая классической теория естественного права, основателем которой явился Гуго Гроций (1583 — 1645), — голландский юрист, политический деятель, писатель. Исключительные научные дарования он проявил весьма рано. В 15 лет Гроций получил степень доктора права в Орлеанском университете. Активно занимался политикой. Как участник политико-религиозных распрей был приговорен к пожизненному заключению в замке Левинстеб, откуда сумел бежать во Францию, а затем переехал в Швецию. Во Франции Гроций написал свой знаменитый труд «Три книги о праве войны и мира» (1625 г.). Эта книга была внесена католической церковью в «Список запрещенных книг». С 1634 г. и до конца жизни Гроций служил шведским послом в Париже. Погиб при кораблекрушении. В своей теории Гроций различает естественное и волеустановленное право. Естественное право основано на человеческом разуме, оно вечно, неизменно и требует обеспечения справедливости. Волеустановленное право, идущее от воли Бога или людей, должно соответствовать естественному. Г. Гроций выдвинул идею общественного договора о создании государства. Государство по Гроцию — «это совершенный союз людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», то есть результат сознательной деятельности людей, следствие общественного договора. Форма правления не принципиальна. Трудами Гроция было положено также основание науке международного права. Заметный вклад в теорию естественного права внес голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 — 1677). Обучавшийся в религиозном училище, еврейский мальчик Спиноза больше интересовался естественными науками и философией Декарта, что и стало причиной конфликта с еврейской общиной. В 1656 г. Амстердамская синагога подвергает Спинозу великому отлучению. Спиноза, приняв имя Бенедикт, покидает Амстердам и селится в провинции, зарабатывая на жизнь шлифовкой стекол. Одновременно он работает над своей философской системой. Его «Богословско-политический трактат», изданный в 1670 г. без указания имени автора, был посвящен критике Библии и обоснованию свободы философии. Основное произведение Спинозы «Этика, доказанная в геометрическом порядке», было опубликовано лишь после его смерти. Произведения Спинозы также были внесены католической церковью в «Список запрещенных книг». Исходным в учении Спинозы является понятие естественного права, представляющееся ему как необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа в целом и каждая ее часть в отдельности. Естественное право отождествляется с «мощью», то есть способностью каждой части природы к самосохранению. Государство также как и любая часть природы, стремится к самосохранению, и целью его является обеспечение свободы, мира и безопасности. Наиболее естественной формой государства Спиноза считал демократию. В определенной степени взгляды Спинозы складывались в полемике с идеями английского философа Томаса Гоббса (1588 — 1679), пытавшегося обосновать целесообразность авторитарной власти и всесилия государства. 240 6. Общественные науки в классический период В 1640 г., когда началась революция, Гоббс как автор трактата в защиту королевской власти вынужден был эмигрировать. В Париже он издал книгу «О гражданине» (1642 г.) с осуждением революции. После окончания гражданской войны Гоббс возвращается в Англию и публикует свою знаменитую книгу «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Кромвель с уважением принимает Гоббса и поручает ему участвовать в реформе университетского образования. После реставрации Бенедикт Спиноза Стюартов (1660 г.) Гоббсу припомнили его примирение с Кромвелем. Он был обвинен в атеизме. По решению Оксфордского университета «Левиафан» был публично сожжен. Но уже задолго до этого католическая церковь включила произведения Гоббса в «Список запрещенных книг». Гоббс развивает в «Левиафане» теорию государства и в духе эпохи науки пытается превратить ее в столь же точную науку, как геометрия, «фигуры и линии которой никто не оспаривает». Он считает, что государство должно прекратить анархию, или «войну против всех», возникающую вследствие людских страстей и соперничества между людьми. Государство возникает в результате общественного договора, заключенного людьми для прекращения этой «войны», выступающей тем не менее как естественное состояние человечества. Отказываясь от естественных прав, люди отдают неограниченную власть государству, обеспечивая тем самым гражданский мир. Итог развития теории естественного права был подведен английским философом Джоном Локком (1632 — 1704) в его работе «Два трактата о правлении» (1690 г.). Локк родился в семье нотариуса. Окончил колледж Оксфордского университета, преподавал там после окончания моральную философию и греческий язык, одновременно занимался естественными науками, в частности медициной. Став домашним врачом лорда А. Эшли — будущего лидера партии вигов, Локк оказался вовлеченным в политические проблемы. Участвовал в заговоре против Карла II и после провала планов заговорщиков был вынужден эмигрировать в Нидерланды, где примкнул к сторонникам Вильгельма Оранского. После вступления принца Оранского на английский престол (1689г.) Локк возвращается в Англию и публикует свое знаменитое произведение «Два трактата о правлении». В нем Локк выступает с критикой абсолютизма, закладывает основы принципа разделения властей. В первом из двух трактатов Локк подвергает сомнению право суверенов на абсолютную власть (в этом отношении Локк занимает противоположную Гоббсу позицию). Во втором трактате Локк развивает концепцию естественного права, общественного договора, обосновывает принцип разделения властей. Локк приводит триаду естественных прав: жизнь, свобода, частная собственность. Эпоха Просвещения как общекультурное явление породила идеи «цар- 241 Раздел II. Основные направления классической науки ства разума» на земле, в котором восторжествует гармония интересов личности и общества. Политическое воспитание должно стать, по мнению виднейших деятелей Эпохи, одной из важных составляющих образования. Первым из просветителей, разработавшим развернутую политическую доктрину, стал Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Монтескье родился в дворянкой семье, получил лингвистическое образование, самостоятельно занимался юриспруденцией. В 1716 г. он наследует от своего дяди состояние, фамилию (при рождении он именовался Шарль Луи де Секонда) и должность председателя парламента Бордо (судебного учреждения), но не оставляет занятий литературой и философией. Много путешествует, изучает обычаи, законы и государственное устройство стран Европы. В 1728 г. избирается членом Французской академии. Основные положения политической теории Монтескье изложены им в фундаментальном труде «О духе законов», над которым он работал более 10 лет, начиная с 1731 г. Произведение было издано в 1748 г. без указания имени автора. Монтескье придавал огромное значение законам в жизни общества. Им была предпринята попытка обосновать зависимость законодательства от множества факторов, таких, как религия, форма правления, обычаи, климат и т.д. Законодательство Монтескье считал искусством, которому следует учиться. Ход истории он считал независимым от случайных событий и результатом определенных закономерностей, которые он анализировал через понятие «общий дух народа». На дух народа воздействуют физические и моральные причины. На первых этапах развития общества доминируют физические причины (климат, географическое положение страны, численность населения и т.п.), на более позднем этапе — моральные причины (быт, обычаи, религия и т.п.), но главной моральной причиной является организация государственного строя. Для достижения свободы граждан Монтескье считал необходимым разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такая триада власти стала классической формулой конституционализма. Радикальные тенденции в политологии связаны с именем Жан-Жака Руссо (1712—1778). Будущий великий французский философ и литератор родился в семье часовщика, рано лишился родителей и из-за недостатка средств не получил систематического образования. Литературную славу принес Руссо его очерк «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г.). Сторонник простого образа жизни, сентименталист, проповедовавший культ чувств, сострадание к Жан-Жвк Руссо 242 6. Общественные науки в классический период бедному человеку, противник городской цивилизации и сторонник «природного» состояния людей, Руссо резко осуждал социальное неравенство. В сочинении «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.) Русо изложил свое не имеющее аналогов учение о происхождении неравенства. Он прослеживает возникновение и развитие общества и показывает, как, по его мнению, обостряется проблема социального неравенства и достигает своего предела при перерождении государства в деспотию, пройдя этапы имущественного и политического нера- Иммануил Кант венства. В произведении «Об общественном договоре» (1762 г.) Руссо развивает теорию общественного договора, позволяющую решить проблему социального неравенства. Руссо впервые определяет закон как выражение общей воли. Идеалы свободы и равенства, как их представлял себе Руссо, были изложены им в «Проекте Конституции для Корсики» (1765 г.). Идеи французского Просвещения оказали сильное влияние на политические учения в России. Время правления Екатерины Великой (1762 — 1796) названо веком «просвещенного абсолютизма». Идеи Просвещения стали основанием для выражения политических амбиций североамериканских колонистов в их борьбе за независимость. Особое влияние имели труды представителей естественно-договорной школы: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Их идеи были развиты американскими учеными и политиками: Б. Франклином, Т. Пей- ном, Т. Джефферсоном и другими. Серьезное влияние на политическую мысль в XIX в. оказала идеология французского социализма (Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф), естественно-правовые учения Германии (X. Томазий, X. Вольф), политические концепции итальянских мыслителей (Д. Вико, Ч. Беккариа). В развитие политической мысли существенный вклад был внесен немецкой классической философией. Первым, кто начал разрабатывать идеологию либерализма, стал Иммануил Кант (1724 — 1804). Его трактат «Метафизика нравов» (1797 г.) стал обобщающим трудом по социально-политическим проблемам. Кант считал, что счастье каждый понимает по-своему, и поэтому «всеобщее счастье» принципиально не достижимо. Каждый суверен пытается сделать народ счастливым по своему понятию и становится деспотом, поскольку насильно сделать счастливым нельзя. Целью государства по Канту является создание и защита такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы каждого члена общества со свободой остальных его членов. Государство — это «соединение множества лиц под законами права». Кант выделяет три ветви власти: верховную (законодательную), исполнительную и судебную, — и видит благо государства в объединении этих ветвей власти. Под благом государства Кант понимает не личное счастье и благопо- 243 Раздел II. Основные направления классической науки лучие граждан, а высшую степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами. Понятие права у Канта связано не только с понятием свободы, но и с принуждением. Актуальным по сей день остается проект Канта по установлению вечного мира, изложенный им в работе «К вечному миру» (1795 г.). Виднейшим представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Он родился в Штутгарте в семье финансового чиновника и получил богословское образование в Тюбингенском университете, в который поступил в 1788 г. За время обучения в университете Гегель защитил сначала магистерскую диссертацию по философии, а затем богословскую диссертацию. По окончании теологического факультета в 1793 г. от карьеры пастора отказался. Дает частные уроки, продолжает заниматься философией. В 1801 г. Гегель получает место преподавателя в Йенском университете. Чтобы получить право на чтение лекций в университете, среди прочих условий необходимо было защитить диссертацию и прочитать пробную лекцию. Диссертация Гегеля называлась «Об орбитах планет. Философская диссертация». Весь пафос диссертации состоял в том, что Гегель пытался обличить механицизм и эмпиризм, носителем которого является Ньютон. Гегель убежден, что тяготение, по причине которого камень падает на землю, отличается по своей природе от взаимодействия между звездами и небесными телами, принадлежащими Солнечной системе. По поводу яблока, которое навело Ньютона на мысль о всемирном тяготении, он пишет, что это дурное предзнаменование, ибо яблоки уже дважды послужили началом бедствия. Для всего человечества это было яблоко Евы, для отдельного народа (Трои) яблоко Парнаса. Союзником Гегеля в борьбе с Ньютоном был его друг и покровитель автор бессмертного «Фауста» великий поэт Гёте. Целью своей жизни Гёте считал опровержение теории Ньютона о дисперсии света. Гёте считал, что все цвета возникают в результате сложения белого и черного цветов. Свое «Учение о цвете» поэт ставил выше «Фауста». По протекции Гёте Гегель становится профессором Йенского университета. Но профессорский оклад (100 талеров в год) не позволял сводить концы с концами. К тому же он стал отцом ребенка, родившегося вне брака. Матерью его сына, окрещенного Людвигом, была Кристина Букхардт, жена хозяина дома, в котором проживал философ. В поисках заработка Гегель переезжает в Бамберг, где ему предстояло занять пост редактора ежедневной газеты. Кристина без скандала отпускает Гегеля, удовлетворившись обещанием жениться на ней в том случае, если она овдовеет. Работа в газете, которую Гегель охарактеризовал как «газетная каторга», продолжалась немногим более года. В 1808 г. Гегель переезжает в Нюрнберг и служит директором гимназии. В этот период он пишет трехтомное произведение «Наука логики», ставшее главным произведением Гегеля, в котором обоснованы принципы диалектики как метода построения философской системы. 244 6. Общественные науки в классический период На посту директора гимназии Гегель пробыл 8 лет. За эти годы у него сложились твердые взгляды на задачи и методы школьного образования. Важнейшим элементом образования и воспитания Гегель считал приобщение учащегося к духовному миру учителя. В 1811 г. на исходе четвертого десятка своей жизни Гегель женился на Марии фон Тукер, происходившей из местной знати и бывшей вдвое моложе Гегеля. В 1816 г. Гегеля приглашают на должность профессора в Гейдельбергский университет, а спустя два года — в Берлинский университет, где он преподавал до конца жизни. Главным трудом Гегеля в области политологии стало его произведение «Философия права» (1821 г.). Философия права стала составной частью общей философской системы Гегеля, относящейся к философии духа. Другими составными частями этой философской системы являлись философия природы и логика. Основополагающим в философии Гегеля стало положение о тождестве бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление идеи, духа. Так, предметом теории права как науки Гегель считал идею права — единство понятия права и осуществление этого понятия в действительности. Идея права проходит три ступени развития: абстрактное право, мораль, нравственность. Абстрактное право касается имущественных отношений и преступлений против личности. Мораль предписывает сознательное отношение к своим поступкам. Нравственность — высшая ступень осмысления своих прав человеком, когда он подчиняет свои поступки общим целям. Идеалом разумного государства по Гегелю является буржуазная конституционная монархия, а в философском плане — право в его системно-развитой целостности. Основанием государства является народный дух в форме религии. Общественно-политическая жизнь конца XVIII — начала XIX веков характеризуется противоборством либералов, выражавших идеологию предпринимателей, с консерваторами, социалистами и анархистами. Консервативные течения в политике отстаивали интересы прежде всего дворянско-монархистских кругов, увидевших во Французской революции угрозу для своих стран. Если консерватизм не имел устойчивого концептуального ядра, то либерализм, напротив, нашел конкретное воплощение в трудах Иеремии Бентама (1748 — 1832), Бенжамена Констана (1767 — 1830), Лоренца фон Штейна (1815 — 1890) и других ученых. В предельно сжатом виде концепцию либерализма можно выразить тезисом: личная свобода и частная собственность — ценности, приводящие к раскрытию потенциала человека и к расцвету общества. В этико-философской концепции Бентама в качестве нравственного идеала выдвигается принцип максимизации пользы, то есть достижение «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Свою концепцию автор назвал утилитаризмом (лат. utilitas — польза). В творчестве Констана в центре внимания лежит проблема обеспечения свободы. Он предложил свое понимание свободы. «Подлинная современная свобода» связана по Констану не с политической свободой, а со свободой личной, обеспечивающей независимость граждан от произвола со сто- 245 Раздел II. Основные направления классической науки роны государства. Политическая свобода должна выступать как гарантия личной свободы. Личную свободу может обеспечить лишь закон, исходящий из легитимного источника. Лоренц фон Штейн выдвинул идею «надклассовой монархии». Монарх, получивший власть по наследству, чужд классовым, частным интересам и может защитить в том числе и рабочий класс. Идеи Штейна были использованы впоследствии рейхсканцлером Бисмарком для определения Германии как «социальной монархии». С критикой и существующих порядков, и идей либерализма, и идей консерватизма, с собственными проектами преобразования общества выступили социалисты и анархисты. Социалисты-утописты КлодАнри де Сен-Симон (1760—1825), Роберт Оуэн (1771—1837), Шарль Фурье (1772—1837) в основу своего учения положили идеи всеобщей обязательности труда, справедливого распределения благ, коллективизма, свободы гармоничного развития личности. Справедливое общество, по их мнению, можно построить без революций и социальных потрясений путем просвещения и постепенных преобразований. Анархисты (греч. anarchia — безвластие) призывали к полному отказу от всех форм государственного управления обществом, устранению всех форм угнетения человека. Идеи анархизма встречаются в раннем христианстве и в средневековье, но первым крупным теоретиком анархизма стал французский экономист ПьерЖозеф Прудон (1809 — 1865). В основе анархического порядка лежит не власть и закон, а институт взаимовыгодных договоров, заключаемых между собой группами людей, городами, провинциями. Наиболее справедливым строем, по мнению Прудона, является социализм, освобождающий человека от гнета и эксплуатации. В середине XIX века возникло новое направление в политической мысли, оказавшее огромное влияние на всю историю человечества, — марксизм. Государство рассматривалось марксистами как надстройка по отношению к базису, то есть экономической структуре общества. Надстройка определяется базисом, но она относительно самостоятельна и активна. Классовый характер государства абсолютизировался. Государство выражает интересы господствующего класса, поэтому возникает классовая борьба, выступающая как одна из важнейших закономерностей жизни общества. Форма и методы классовой борьбы зависят от многих факторов, в том числе от осуществления диктатуры класса. Большое влияние Маркс и Энгельс уделяли вопросу «диктатуры пролетариата». Замена капитализма социализмом должна произойти в результате социалистической революции, результатом которой явится преобразование базиса и надстройки. На высшей стадии развития общества (при коммунизме) государство отомрет и народ перейдет к полному самоуправлению. Таким образом, дифференциация научных направлений в эпоху науки происходит и в гуманитарной сфере. Общественно-политические теории отличаются крайним разнообразием. Во второй половине XIX века политология оформляется как самостоятельная наука, актуальность которой в наши дни весьма высока.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Политические учения» з дисципліни «Історія науки»