Как идейно-культурное движение в эпоху Возрождения сформировался гуманизм (лат. humanus — человеческий) — система взглядов, выражающих признание человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми. Изучение человека, его психологии и морали, а также изучение общества оказались в центре внимания образованных людей того времени. Совместимы ли идеи гуманизма с принципами власти? Этот вопрос занял центральное место в гуманитарных концепциях эпохи Возрождения. Наиболее яркое развитие вопросы политики и морали получили в теоретических построениях Никколо Макиавелли (1469 — 1527), который считается основоположником политологии как науки. Макиавелли принадлежал к старинному дворянскому роду. Генеалогия семейного клана Макиавелли восходит к древним итальянским маркизам. Его предки и по отцовской, и по материнской линии оставили значимый след в истории Флоренции, часто избирались на самые высокие должности в республике. По семейной традиции сферой применения своих сил Макиавелли избрал государственную службу. С 1498 г. и в течение последующих 14-ти лет он бессменно занимал должность секретаря Второй канцелярии Флорентийской республики и одновременно секретаря комиссии, ведавшей военными и дипломатическими вопросами. В 1512 г. после переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре и выслан в свое поместье близ Флоренции, где и написал большую часть своих произведений. Политическая тематика стала главной для Макиавелли-теоретика, известного прежде всего такими трудами, как «Государь», «О военном искусстве», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Оценка творчества Макиавелли подчас носит противоречивый характер. Блестящий философ, знаток античности, крупнейший драматург и литератор своего времени, дипломат, имевший доступ к государственным тайнам, Макиавелли заслужил скандальную славу якобы коварного, беспринципного, жестокого политика. Так ли это? Как истинный представитель эпохи искусства Макиавелли взирает на 75 Раздел I. История науки в доклассический период общество так же ясно и беспристрастно, как художник взирает на натуру. В своем наиболее знаменитом сочинении «Государь» он излагает принципы, согласно которым действовали многие из великих в истории. Но не справедливы ли они и теперь? Вот цитаты из «Государя» Макиавелли. «... Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И пусть даже государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно Никколо Макиавелли удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя; и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность». «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму». «... Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание... А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оставался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить». «Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое не может». «Лучше убить, чем грозить: грозя — создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку». «Лучше быть скупым, чем щедрым. Щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие». «Лучше внушать страх, чем любовь: любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмотрению государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него». «Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишенного престола». «Для укрепления государства нужно время от времени наводить ужас и трепет на граждан, истребляя всех, кто кажется правителю подозрительным и вредным». «Самое главное для государя — постараться всеми своими поступками создавать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся». Стоит ли комментировать эти рекомендации? 76 4. Наука эпохи Возрождения. Эпоха искусства Мартин Лютер Любая власть желает казаться справедливой. Но Макиавелли решительно размежевывает политику и мораль — и в этом ключ к пониманию его учения. Политика по Макиавелли — особая сфера деятельности, имеющая свои законы, по сути не совместимые с моралью. Макиавелли против умозрительных конструкций античных философов и против схоластики, пытающейся примирить Священное Писание и законы развития общества. Термином «макиавеллизм» часто определяют политическое коварство, а наставления Макиавелли принимают за чистую монету. Нет ли в них горькой иронии, с которой он, будучи незаурядным литератором, предлагает читателю поразмышлять над проблемами, актуальными по сей день? Мы назвали эпоху Возрождения эпохой искусства. В творчестве Макиавелли литература, быть может, впервые так явно выступает как метод исследования общественных проблем, что вполне соответствует духу эпохи. Что же касается диктаторов, тиранов, вероломных политиков и прочих, кто якобы пользуется идеологией Макиавелли, то большинство из них приходят к выводам философа, так сказать эмпирически, по своему разумению, даже не зная о существовании блестящего деятеля эпохи Возрождения. Так что скорее следует воздать должное уму и искренности Макиавелли, чем осуждать его. Одним из ведущих политических движений эпохи Возрождения явилась реформация (лат. reformatio — преобразование, перестройка). Реформация возникла в Германии как протест против католицизма в сложившейся к началу эпохи Возрождения форме. Начало реформации положил профессор Виттенбергского университета доктор богословия Мартин Лютер (1483 — 1546). В основе учения Лютера — тезис о том, что верующие не нуждаются в церкви с ее сложной иерархией, образами, монашеством, службами, иконами и другими атрибутами. Все это, по мнению Лютера, привнесено человеком. Истинно верующему не нужен посредник в виде церкви. Он должен обращаться к Богу, используя только Священное Писание или «чистое слово Божье». Лютеранство стало в Германии равноправной католицизму религией с 1555 г. после войн католиков с лютеранами и заключения Аугсбургского религиозного мира. Приверженцев Реформации стали называть протестантами с тех пор, когда несколько германских князей в 1529 г. подали императору протест против монополии католичества и за свободное решение вопроса о выборе религии своих подданных. В борьбе католицизма и лютеранства возникло одно из наиболее радикальных религиозно-политических течений Реформации — кальвинизм. Ос- Жан Кальвин 77 Раздел I. История науки в доклассический период новоположником этого течения стал Жан Кальвин (1509 — 1564), который основал в Женеве новую церковь. Строгая этика кальвинизма предписывала культ трудолюбия, предприимчивости, деловой честности, верности слову и соглашению, личный аскетизм. Центральная идея кальвинизма — абсолютное предопределение судьбы человека Богом. В XVI — XVII вв. кальвинизм как разновидность протестантизма распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии и Англии. Интерес к античному наследию возродил и идеи коммунизма, намеченные Платоном в «Государстве». Первые теоретические основы коммунизма, в которых развивалась идея общности имущества Томас мор всех граждан (не только высших сословий, как у Платона), были заложены в трудах Томаса Мора (1478 — 1535) и Томмазо Кампанвллы (1568 — 1639). В 1516 г. было опубликовано сочинение английского юриста Т. Мора «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона». Книга написана в форме диалога, участниками которого являются мореплаватель Рафаэль Гитлодей и Томас Мор со своим другом. Море- Томмазо Кампанелла плаватель рассказывает о различных народах и странах, в том числе и об острове Утопия. Термин «утопия» принадлежит Мору и в переводе означает «несуществующая страна» или «благословенная страна». Описывая Утопию, автор касается вопросов управления, занятий обитателей острова, их отношений друг с другом, пишет о рабстве, о супружестве, о религиях утопийцев. Мор полагает, что общество является результатом заговора богачей, а государство — их орудием. Утопия живет прекрасной, блаженной жизнью благодаря избавлению от частной собственности. Жителям неведомы излишества и роскошь. Рабами становятся те, кто допустит позорный проступок, или те, кто осужден на казнь за злодеяние. Мор, в противоположность Макиавелли, считал обязательным для правителей и государственных деятелей соблюдение общепризнанных норм морали. Не случайно термин «утопия» получил свое современное значение. Мор был казнен за отказ дать присягу королю Генриху ХШ как главе церкви, и поскольку пострадал за веру, католическая церковь в 1886 г. канонизировала автора «Утопии». Ранние идеи коммунизма получили дальнейшее развитие в произведениях доминиканского монаха Т. Кампанеллы. За участие в подготовке к восстанию итальянцев против испанского ига в Каламбрии Кампанелла был заключен в тюрьму и провел там около 27 лет. В тюрьме им был написан ряд лите- 78 4. Наука эпохи Возрождения. Эпоха искусства ратурных произведений, среди которых знаменитое сочинение «Город Солнца» (издано в 1623 г.). Жители Города Солнца решили «вести философский образ жизни общиной». Труд почетен, воспитание связано с производственной деятельностью. Традиции общества, как и у Платона, распространяются и на брачно-семейные отношения. Ячейка общества не семья, а бригада. Жизнь обитателей Города Солнца строго регламентирована: одинаковая одежда, общественная столовая с одинаковой пищей; питаться все отправляются военным строем. Во главе Города стоит верховный правитель — Метафизик — всесторонне образованный человек. Ему помогают три соправителя, представляющие три ветви власти: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит наукой), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством). Сила, Мудрость и Любовь — три важнейших атрибута бытия. Четырем высшим должностным лицам подчинены руководители, ведающие узкими специальностями (экономист, геометр, поэт и т.д.). В Городе предусмотрено общее собрание всех жителей старше 20 лет. Оно проходят дважды в лунный год. Несмотря на противоположность взглядов Макиавелли и Кампанеллы, почти во всех вопросах они сходятся в одном: народ в их общественных моделях не участвует в управлении государством, не определяет политику, а лишь оценивает ее. В эпоху Возрождения начинается период первоначального накопления капитала, активизируются товарно-денежные отношения. Эти факторы в совокупности с великими географическими открытиями и захватом колоний привели к исследованиям в области экономики. Возникает первая в истории экономической мысли школа, впоследствии получившая название меркантилизма. Представители этой школы рассматривают деньги как абсолютную форму богатства. Нация тем богаче, чем больше золота она имеет. Золото же накапливается только путем добычи или в процессе торговли. Не вдаваясь в теоретический анализ, представители меркантилизма сосредоточились на практических рекомендациях по увеличению богатства. Ранние меркантилисты считали действенными административные меры (запреты, наказания и т.д.). Представители позднего меркантилизма делали ставку на экономические меры, то есть такие, которые способствуют достижению активного торгового баланса (преобладание экспорта над импортом). Подробно эти меры, а также средства к их осуществлению описаны влиятельным английским купцом Т. Манном (1571 — 1641). Экономическая политика, предлагаемая Т. Манном, в дальнейшем получила название протекционизма, или политики защиты национального рынка. Меркантилисты считали, что экономические интересы наций взаимно антагонистичны, поскольку в мире имеется фиксированное количество ресурсов. Они не стеснялись лозунга «разори соседа». Меркантилисты указывали, что импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, а экспорт — из конечного продукта. Очень интересно отношение меркантилистов к богатству и роскоши. Богатые бездельники необходимы и полезны обществу потому, что их потребности развивают изобретательность, расширяют производство, порождают спрос на услуги, а следовательно, дают работу беднякам, развивают торгов- 79 Раздел I. История науки в доклассический период лю, а значит, приносят нации деньги. Расточительность — порок, он вредит человеку, но не обществу. Жадность же вредит и человеку, и обществу. Политика меркантилизма проводилась по всей Европе на протяжении XV — XVIII вв. в период становления абсолютистских государств и создания их национальной экономики. Эта политика порывает с традиционными для средневековья представлениями о справедливой цене, нравоучительными догмами и т.д. и выражает подлинные закономерности экономического развития.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гуманитарные науки в эпоху Возрождения» з дисципліни «Історія науки»