ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Гуманитарные науки в античный период
В античный период развития науки экономические, политические,
правовые концепции зарождались и развивались в рамках доминирующей
формы духовной культуры — философии. Расширение естественно-научных
знаний, накопление политического опыта, развитие экономических
отношений вызывали кризис мифологических представлений и побуждали
искать новые объяснения происходящему в мире, в частности наталкивали
философов на размышления о наилучшем государственном устройстве.
Вопросы управления государством и связанные с ними вопросы морали,
политики, ораторского искусства оказались в центре внимания софистов.
Изначально софистами (soros — мудрый) называли философов, обучавших
искусству спорить, выступать на народных собраниях, в суде. Позднее в обыденном
сознании софистами стали считать людей, которые лукаво умничают,
мудрствуют всуе, отрицают авторитеты. Софисты античности пытались найти
общечеловеческие начала жизни полисной демократии. Виднейшим представителем
софистов явился Протагор (ок. 480 — 410 гг. до н.э.). Знаменитый миф Прота-
гора рассказывает о возникновении общества. По этому мифу человек
первоначально отличался от животных только искусством обращения с огнем,
которому научил человека Прометей. Спасаясь от нападения диких зверей, люди
собирались вместе, но не знали, как жить в обществе. Начались раздоры. Боги,
видя это, послали людям стыд и правду, наделив ими каждого. С тех пор все
люди, при всем разнообразии их мнений, причастны к истине и в этом
смысле равны. Государство лишь тогда будет прочным, считал Протагор,
когда в его правлении будут участвовать все граждане. Носителями
справедливости, по Протагору, являются не только мудрецы, но и каждый
отдельный человек. Софисты считали высшей справедливостью закон, который
выражает собой согласованную «взаимную» справедливость, не достижимую
ни одним отдельным человеком, каким бы мудрым он ни был.
Интересно, что Сократ воспринимался согражданами как софист, хотя
не был таковым и даже выступал против софистов. Согласно собственному
заявлению, Сократ никого ничему не «учил», то есть не пересказывал уже
открытые истины за деньги.
Учение о государстве и законе в античном мире получило свое наивыс-
43
Раздел I. История науки в доклассический период
шее развитие в философии Платона и Аристотеля. Этим проблемам
посвящены наиболее крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы».
В «Государстве» центральное место занимает проблема справедливости.
«Занимайся своим делом и не вмешивайся в чужие — это и есть справедливость», —
писал Платон. Заниматься своим делом означало всецело принадлежать к своему
сословию. В государстве, считал Платон, должно быть три сословия,
соответствующих трем началам в душе человека: разумному, яростному и вожделенному.
Сословие правителей-философов соответствует разумному началу души,
сословие воинов — яростному, низшее сословие (земледельцы и ремесленники) —
вожделенному. Государством должны управлять философы. Как организовать
это управление, Платон в «Государстве» не указывает и сосредотачивается в
основном на проблемах образа жизни граждан. Для двух высших сословий
Платон предполагает необходимым общность имущества и быта. Эта общность
должна обеспечить сплоченность правителей и воинов государства. Воинам
(стражам) запрещается иметь деньги и семью, для них вводится общность жен и
детей. Крестьянам и ремесленникам, напротив, полагалась частная собственность,
разрешалось торговать, иметь деньги. Таким образом, Платон отмечает
необходимость разделения труда в экономической жизни общества.
Прообразом идеального государства служила Платону аристократическая
Спарта, а именно: организация жизни по образу военного лагеря,
групповой брак, общинная собственность.
Платон рассматривает и пути деградации идеального государства. Так,
тимократия возникает тогда, когда свободные земледельцы становятся
рабами, утверждается частная собственность, к управлению приходят
сильнейшие воины. Это агрессивный, милитаристский тип государства.
Олигархия — тип государственного устройства, появляющийся в
результате скопления богатства у частных лиц. Такое государство обречено на
вражду бедных и богачей.
В государстве, где побеждают бедняки, устанавливается демократия, при
которой господствует своеволие и безначалие.
Как результат безграничной свободы устанавливается наихудший тип
государства — тирания, характеризующаяся вероломством правителей и
отсутствием каких-либо добродетелей.
В диалоге «Законы» описан государственный строй, приближенный к
действительности греческих полисов. Здесь Платон уже отказывается от
коллективной собственности философов и воинов, деление на сословия
заменяется имущественным цензом, политические права граждан ставятся в
зависимость от их богатства, земледелие предоставлено рабам. Платон
подробно описывает и организацию правления государством, где он
совмещает начала демократии и монархии.
Аристотель в учении о государстве использует свою идею о естественном
течении событий. Государство образуется вследствие природного влечения
людей к общению. Государство по Аристотелю — это «общение подобных друг
другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Варваров и рабов
Аристотель не считает людьми, достойными такого общения. Частная
собственность и рабство рассматривались Аристотелем как естественные проявления
44
2. Античная наука. Эпоха философии
жизни. Философ разработал свою классификацию форм государства, которую
он представил на страницах «Политики». Государства делились на правильные
и неправильные. В правильных государствах, к которым Аристотель относил
монархию, аристократию и политию, верховная власть преследует цели
общего блага граждан. В неправильных — тирания, олигархия, демократия —
правители руководствуются личными интересами. По Аристотелю все
разновидности власти порождаются смешением олигархии и демократии, являющимися
основными формами государства. Наиболее справедливой формой государства
Аристотель считает политию, при которой преобладает собственность средних
размеров и нет острого противостояния богатых и бедных.
Последним крупным представителем политических мыслителей Древней
Греции считается Полибий (ок. 200 — 120 гг. до н.э.). Историк, политик,
дипломат, автор «Всеобщей истории» (истории Греции, Македонии, Рима,
Малой Азии и других стран от 220 до 146 г. до н.э.), современник и очевидец
победы Рима над Карфагеном. Причину военных и политических успехов
Рима Полибий усматривал в особенностях его государственного строя,
сочетавшего преимущества монархии, аристократии и демократии.
Следуя учению стоиков, Полибий толковал развитие исторического
процесса как смену циклов. Общество в своем развитии подобно живому организму:
проходит фазы зарождения, расцвета и упадка. Развитие общества идет по
кругу, при этом «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова
возвращаются». Последовательно сменяются шесть форм государства: монархия,
тирания, аристократия, олигархия, демократия и охлократия, — худшая форма
государства, имеющая в своей основе господство черни, толпы. Полное
вырождение охлократии приводит к избранию самодержца, и тогда воцаряется
монархия и процесс смены форм государства повторяется. Однако мудрый
правитель, считал Полибий, способен установить «смешанную форму
государства», находящуюся в условиях, как сказали бы теперь, динамического
равновесия, при котором ветви власти уравновешивали бы друг друга.
К идее «смешанной формы государства» неоднократно возвращались
европейские мыслители разных эпох, отстаивая (Н. Макиавелли, Т. Мор) или
оспаривая (Т. Гоббс, Ж. Боден) возможность ее существования.
Первым философом, предпринявшим попытку экономического
анализа общественных явлений, стал Аристотель. Слово «экономика» появилось
в Древней Греции и дословно означает «домоводство». Этот термин
впервые встречается у Ксенофонта, который так и озаглавил свое сочинение,
посвященное правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такой
смысл слово «экономика» сохраняло в течение многих веков.
Экономические воззрения Аристотеля держат в центре внимания
важнейшую проблему: что делает товары сравнимыми. Аристотель впервые в
истории экономики столь четко сформулировал эту важнейшую проблему,
хотя его личные взгляды на этот счет подчас противоречивы.
Оставаясь верным себе и в экономике, Аристотель выделяет естественный
и противоестественный ход событий. Противоестественной формой
организации хозяйства философ считал такую, которая направлена на накопление
богатства. Такую форму деятельности он назвал «хрематистика». Естественной же
45
Раздел I. История науки в доклассический период
Аристотель считал деятельность, направленную на
приобретение благ для дома и государства. Эту
деятельность он назвал «экономикой». Философ
заключает, что экономика неизбежно переходит в хре-
матистику. Разрушение экономики начинается с
введением денежного обращения. Хрематистика —
это и есть искусство делать деньги, а в этом
«искусстве» «никогда не бывает предела в достижении
цели, так как целью здесь оказывается
беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,
занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить
свои капиталы до бесконечности». Введение
денежного обращения Аристотель считал искусственным
приемом соизмерения при обмене. Экономические Марк Туллий Цицерон
проблемы в учении Аристотеля тесно связаны с
этическими. Он утверждает, что обмен может быть справедливым лишь тогда,
когда в нем учитывается истинное достоинство обменивающихся лиц.
В древнеримский этап развития античной науки этическая
направленность в экономической жизни сменяется сугубо практической, связанной с
организацией крупного рабовладельческого хозяйства. В трудах Катона
(234 — 149 гг. до н.э.) разработаны критерии выбора земли для организации
хозяйства, даны рекомендации по определению структуры угодий, по
организации подневольного труда.
Переход античного мира в стадию зрелого рабовладельческого общества
определил выдвижение новых идей в сфере политических и правовых
теорий. Концентрация богатства, возникновение крупной земельной
собственности обострили социальные конфликты и привели к необходимости более
жесткой правовой защиты имущественных отношений. Юриспруденция в
древнеримский период выделяется в самостоятельную отрасль знаний. В
определенном отношении пересматриваются и политические теории.
Главенствующими становятся идеи мирового владычества римлян,
неограниченности императорской власти и культа просвещенного императора.
Виднейшим идеологом римской аристократии стал Марк Туллий Цицерон
(106 — 43 гг. до н.э.). Он родился в Лациуме, в шестнадцатилетнем возрасте
переехал в Рим, получил превосходное образование в области риторики,
философии, права, которое усовершенствовал во время поездки в Грецию. Еще
в юные годы Цицерон проявил себя как политический оратор, что
позволило ему в будущем избираться на государственные должности. В 63 г. стал
консулом и участвовал в подавлении заговора Катилины. Обвиненный
впоследствии в незаконной казни участников заговора был изгнан, но через год
вернулся в Рим. В этот период (56 — 51 гг. до н.э.) создает свои сочинения
«О государстве», «О законах», написанные в подражание Платону. В ходе
гражданской войны, вспыхнувшей после распада первого триумвирата,
выступил против Цезаря, но был прощен им. После гибели Цезаря ратовал за
возвращение республиканских порядков. Как вождь сенатской партии
резко обличал Марка Антония в знаменитых филиппиках. Не обладая велико-
46
2. Античная наука. Эпоха философии
душием Цезаря, Марк Антоний, придя к власти, добился объявления автора
филиппик вне закона. Цицерон был убит при попытке бегства из Италии.
Цицерон, следуя греческим философам, объясняет возникновение
государства естественной потребностью людей жить вместе. Цель государства —
охрана имущественных интересов граждан. Цицерон понимает государство
не только как моральное сообщество свободных граждан (таковым оно
представлялось Платону и Аристотелю), но и как правовое сообщество.
Государство (res publica) Цицерон определяет как «дело народа», имея в виду
исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Людей, занятых «грязным
делом», — ростовщиков, мелких торговцев, ремесленников к гражданам
Цицерон не относит. Восприняв идеи Полибия, наилучшей Цицерон
считает смешанную форму правления как наиболее совершенную и
устойчивую, сочетающую в себе начала монархии, аристократии и демократии.
Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. Частное
касалось отдельных граждан, публичное относилось к государству в целом. В
трудах римских юристов заложены основы теории гражданского права —
цивилистики. Позднее под влиянием римской цивилистики сложились
классические правовые доктрины.
На идеологию древнеримского общества значительное влияние оказала
философия стоиков, виднейшим представителем которой стали Сенека (ок. 4 г.
до н.э. — 65 н.э.) и Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.). В древнеримский период
в учении стоиков на первый план выступает мистика и пессимизм, рассуждения
о необходимости подчинения мировому закону, о «духовном равенстве» всех
людей. Некоторые идеи стоицизма нашли свое отражение в раннем христианстве.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гуманитарные науки в античный период» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ
Поняття і класифікація модемів
Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...
Чергування голосних і приголосних


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 991 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП