ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Ионийский этап
Античная цивилизация стала удивительно яркой страницей в истории
человечества. Классическая античная культура оказала влияние на все
дальнейшие этапы развития духовной культуры. Античная культура дала
человечеству первые гражданские институты, выдающихся мыслителей,
исследователей, удивительные произведения литературы, искусства, технические
изобретения, привела к становлению науки как особой сферы духовной
культуры.
Дальнейшее развитие в Древней Греции получила письменность. КIV в.
до н.э. греки перешли к способу письма слева направо, утвердившемуся
позднее в европейских языках (финикийцы писали справа налево).
Начиная с VII в. до н.э. греки писали на папирусе особой палочкой или кистью.
О технологии изготовления писчего материала из папируса мы знаем из
сочинений Плиния Старшего. Стебель папируса делился острой иглой на
волокна. Волокна укладывали вдоль и поперек на доску и смачивали их
илистой водой из Нила. Вода с большим содержанием ила служила
соединительным материалом. Полученные волокнистые листы отжимали прессом и
сушили на солнце, затем отбивали молотком и разглаживали. Образующийся
таким образом писчий материал сшивался из листов в свитки, имевшие в
длину 8-10 метров. Свитки сворачивали вокруг палки с загнутыми
концами. Палку называли «пупом», отсюда выражение «дочитать до пупа», то есть
до конца. Листок папируса назывался «хартес», а также «библион». Отсюда
происходят слова «хартия», «карта», вошедшие в европейские языки.
Слово «библион» означало также сочинение, письмо. Отсюда появился термин
«библиотека» и множество других терминов, относящихся к книжному делу.
Историю античной науки принято делить на четыре этапа в соответствии
с возникавшими центрами научных знаний: ионийский, афинский,
александрийский и древнеримский.
Ионийский этап охватывает в основном VI в. до н.э. К этому времени
древнегреческая цивилизация занимала обширный район
Средиземноморья, Малую Азию и черноморское побережье, сформировались города-
государства (полисы). В VI веке до н.э. среди полисов выделялся Милет —
24
2. Античная наука. Эпоха философии
главный город ионийской колонии,
расположенный на побережье Эгейского моря. Ионийский
этап развития древнегреческой натурфилософии
связан с именами Фалеса (625 — 547 гг. до н.э.),
Гераклита (544 — 483 гг. до н.э.), Анаксимена
(585 — 524 гг. до н.э.), Анаксимандра (610 —546 гг.
до н.э.), Пифагора (582 — 500 гг. до н.э.), Эмпедок-
ла (490 — 430 гг. до н.э.).
Основателем Милетской школы и первым
представителем, возглавляющим список «семи
мудрецов» греческой натурфилософии, был
Фалес. Фалес занимался торговлей, много путеше-
Фалес из Милета ствовал. В зрелые годы он познакомился с
достижениями Египетской и Вавилонской школ
математики и астрономии. Бросил торговать, посвятил себя наукам, прежде всего
астрономии и математике, окружил себя учениками. Умер в престарелом
возрасте от солнечного удара. Сочинения Фалеса не сохранились, однако
известны его философские воззрения и научные достижения. По
свидетельству Прокла (410 —485 гг. н.э.), Фалес открыл ряд теорем о свойствах углов
треугольников, окружности. Им предложен способ определения расстояния
до корабля в море, основанный на подобии треугольников, аналогичный
способ определения высоты египетских пирамид. Фалес впервые определил,
что янтарь, натертый материей, притягивает предметы, обнаружил
притягивание железных опилок некоторыми рудами. Фалес сумел предсказать
солнечное затмение в 585 г. до н.э. в Ионии, считал, что Луна светит не
собственным, а отраженным излучением. Фалес указал на Полярную звезду и
созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля — остров,
плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого
вращаются три небесных сферы. Вода, по Фалесу, является началом всего
сущего. Из воды образовывались земля, воздух и живые существа. Фалесу
приписывают ряд изречений, ставших классическими: «Мудрее всего время,
потому что оно все открывает»; «Быстрее всего ум, потому что он все
обегает»; «Не множество слов доказывает рассудительность мнения» и другие.
Анаксимандр был учеником Фалеса. Он автор первого в Греции научного
сочинения «О природе». Анаксимандр считал первоначалом не воду, как
Фалес, а качественно неопределенное вещество «апейрон» — туманную
массу, из которой все произошло. Анаксимандр впервые высказал идею о
сохранении материи. Он считал развитие живого мира эволюционным
процессом. Человек в результате эволюции произошел от рыбы, считал
Анаксимандр. Космологические идеи Анаксимандра близки к идеям Фалеса:
Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные
кольца — солнечное, лунное и звездное. Однако по Анаксимандру, Земля
ни на что не опирается в мировом пространстве. Это заключение является
важнейшим достижением Милетской школы. Анаксимандр изобрел
достаточно сложный астрономический инструмент — квадрант,
способствовавший развитию астрономии и методов навигации, создал первую географи-
25
Раздел I. История науки в доклассический период
ческую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями
материков, островов и рек, изготовил первые солнечные часы.
Учеником Анаксимандра был Анаксимен. По его учению все сущее
происходит из воздуха и обратно возвращается в воздух. Воздух бесконечен и вечен.
Сгущаясь, воздух образует облака, воду и землю. Разрежаясь, воздух
превращается в огонь. Человеческая душа состоит из воздуха. Анаксимен считал, что
звезды дальше планет (Анаксимандр считал, что звезды ближе), состоят из огня,
но мы не ощущаем его тепла из-за большого удаления от звезд.
Гераклит — уроженец Эфеса в Малой Азии, был аристократом по
происхождению. Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Это
произведение, изложенное загадочным, афористическим языком, дало,
очевидно, и прозвище Гераклиту — «Темный». Первоначалом всего
сущего Гераклит считал огонь. Из огня произошли мир в целом, все вещи и
даже человеческие души. Под огнем Гераклит понимал не обычное
пламя, но вечно существующий космос, который не создан Богом, а
существует всегда. Вещи возникают из огня не произвольно, а в соответствии с
необходимостью, которую Гераклит назвал «логосом». Жизнь природы —
непрерывное движение огня. «На огонь обменивается все, и огонь — на все,
как на золото товары и на товары золото». По Гераклиту нет ничего
неизменного. Он говорил: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Гераклит считал любое знание относительным, требующим дополнительного
определения. Ему принадлежит высказанный в связи с этим афоризм:
«Морская вода — чистейшая и грязнейшая: рыбам она пригодна для питья и
целительна, людям же для питья непригодна и вредна». Гераклит был
сторонником установления жесткого государственного законодательства. Он
считал, что «своеволие следует гасить скорее, чем пожар», «за закон люди
биться должны, как за стены родного города».
Гераклит считал, что в основе познания лежат ощущения, но только
мышление приводит к мудрости.
Эмпедокл, из сицилийского города Агригента, полагал, что все в мире
состоит из сочетаний четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня.
Источником развития Эмпедокл считал противоположные силы: «любовь
и вражду», соединяющие материальные элементы. Любовь и вражда по Эм-
педоклу механически действуют на стихии, непрерывно смешивают их и
вновь отделяют. Историческое значение имеет высказанная впервые
Эмпедоклом догадка о закономерности эволюции живых существ в результате
естественного отбора. Эта догадка приведена Эмпедоклом в его философской
поэме «О природе». Интересно отметить, что Эмпедокл занятия
философией считал выше обладания властью. Он отверг царскую корону,
предложенную ему сицилийцами.
Имя Пифагора известно прежде всего в связи с теоремой, носящей его имя.
Скорее всего, эта теорема была известна до Пифагора в Китае и Вавилоне, но
доказательство ее принадлежит Пифагору. В средневековье в Германии и Франции
эту теорему называли почему-то «мостом ослов». А на Арабском Востоке она
носила название «теорема невесты». Дело в том, что в «Началах» Евклида (мы еще
остановимся на этом произведении) теорема называлась «теоремой нимфы» за
26
2. Античная наука. Эпоха философии
сходство чертежа, поясняющего теорему, с пчелкой,
бабочкой, что по-гречески — «нимфа». «Нимфами»
называли также молодых женщин и невест.
Переводчик на арабский перевел — «невеста», а не «бабочка».
По легенде Пифагор принес в жертву 100 быков,
когда ему удалось доказать свою теорему. Эта теорема
лишь малая часть научного наследия Пифагора и его
учеников.
Пифагор родился на острове Самос у берегов
Малой Азии. Еще в юном возрасте он покинул
родину и отправился путешествовать в Египет.
Там он попал в плен к персам, и его увезли в Ва-
Пифагор вилон, поразивший Пифагора своим
великолепием и красотой. В Вавилоне он учился у
халдейских мудрецов, изучал математику, астрономию. После возвращения на
родину Пифагор создает в греческой колонии Кротон (Южная Италия)
свою философскую школу, попасть в которую было очень сложно. Среди
испытаний, которым подвергались кандидаты, — обет пятилетнего
молчания. Школа являлась, по сути дела, аристократическим союзом, имевшим
целью нравственное преобразование жизни. Школа Пифагора положила
начало направлению в античной науке, называемое иногда
идеалистическим. Оно было воспринято Парменидом, Зеноном и развито в наиболее
логичной форме Платоном. Сегодня трудно определить, что из учения
пифагорейцев принадлежит самому Пифагору, а что его ученикам. Одним из
основных научных положений, выдвигаемых пифагорейцами, является
учение о числе как об основе Вселенной. По этой теории все в мире
может быть определено числами, сведено к правильным геометрическим
фигурам — многогранникам. Даже звук может быть выражен числом, по-
Пифагор принес в жертву 100 быков, когда ему удалось доказать свою теорему
27
Раздел I. История науки в доклассический период
скольку, например, удары молотков различного веса по наковальне дают
различную высоту тона, а вес молотков можно измерить. Пифагорейцы
считали целые числа божественными, а единит неделимой. Однако
возник кризис такого представления, когда пифагореец Гиппас обнаружил
несоизмеримость диагонали квадрата и его стороны. Это послужило
причиной введения понятия иррационального числа и расширения самого
понятия «число». Пифагорейцы считали мир состоящим из пяти элементов
(стихий): земли, воздуха, огня, воды и эфира. Им принадлежит мнение о
шарообразности Земли. Пифагореец Аристарх Самосский (310—230 гг. до
н.э.) выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг Солнца,
по эта гипотеза осталась без внимания.
Средством очищения души от духовной грязи пифагорейцы считали
музыку и математику. Математика связывалась с музыкой гармонией чисел.
Так, например, длина струн монохорда и музыкальные интервалы имели
определенные числовые отношения. Прекрасное рассматривалось как
целое, части которого пропорциональны. Пифагорейцами введено правило
«золотой пропорции».
Пифагор отстаивал идею о переселении душ — «метемпсихоз». Он
утверждал, что помнит три переселения своей души за период 206 лет, факты из
предыдущих жизней. Пифагор считал, что человеческая душа, заключенная
в темницу тела, путем аскетики и самоусовершенствования возвышается к
Богу. Пифагору принадлежат заповеди: «Делай лишь то, что впоследствии
не огорчит тебя и не принудит раскаиваться»; «Не закрывай глаза, когда
хочется спать, не разобравши своих поступков в прошедший день»;
«Приучайтесь жить просто, без роскоши». Пифагор любил повторять:
«Мы должны всеми силами стремиться к истреблению во всех вещах излишеств и
огнем и мечом изгонять из тела болезни, из души — невежество, из живота —
обжорство, из городов — призывы к бунту, из семьи — раздоры».
Пифагор считал, что нет большего преступления, чем анархия и хаос.
Пифагореизм как течение в античной науке просуществовал до конца
древнеримского этапа и продолжался в форме неопифагореизма до III в.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ионийский этап» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
Характеристика цінних паперів, що обертаються на фондовому ринку ...
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Класифікація кредитів комерційних банків


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 918 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП