ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Наука и история науки
В преодолении отчуждения между гуманитариями и естествоиспытателями,
«физиками» и «лириками» история науки может сыграть ведущую роль.
Являясь гуманитарной дисциплиной, история при изучении проблем
возникновения и развития науки связывает естественно-научные знания с
гуманитарными, отражает место науки в духовной культуре.
Пренебрежительное отношение к истории вообще и истории науки в
частности, существовавшее еще недавно и отчасти существующее сегодня, к
счастью, преодолевается. Но почему такое пренебрежение возникает? В
современной науке происходит быстрое и все более ускоряющееся обновление научных
знаний. Имеющиеся в настоящий момент знания вытесняют и заменяют
знания прошлого, будущие знания заменят современные. Выражаясь
словами Г. Форда, которого в негативном смысле цитирует Дж. Бернал:
«История — это чепуха», такое отношение к истории науки, характерное в основном
для людей, занятых прикладными исследованиями, может даже показаться
оправданным, если рассматривать только полезность истории для получения
новых знаний. На историю можно смотреть как на «кладбище ошибок», забытых
теорий, «коллекцию чудищ». Но можно и по-другому. Не лишенный
творческой искры божьей интеллигентный человек видит в истории науки источник
вдохновения, он смотрит на научное открытие, изобретение в контексте
исторических событий, в связи с историческими личностями, само открытие
видится им так, как видели его современники происходящего. При этом история
науки воспринимается не только как история побед и свершений, но и как
история великих заблуждений, борьбы мнений, личных трагедий.
Прослеживая эволюцию научных идей, размышляя о причинах неудач,
ошибок, заблуждений, исследователь вырабатывает научную интуицию,
позволяющую обходить тупиковые варианты решения проблем, интуицию,
которая не поддается методическому и научному описанию, хотя вполне
возможно, и даже почти наверное, формулировки отмеченных выше
научных методов пришли именно в результате исторического анализа опыта
исследователей. Из исторического опыта, особенно в области технических
наук, можно извлечь идеи, не реализованные на практике в свое время из-
за недостаточного уровня развития техники, ее элементной базы,
технологии. Но с появлением новых технических устройств старые идеи могут
получить второе рождение, воплотиться в жизнь, стать событием в науке.
14
Введение
Гуманитарная составляющая высшего технического образования сегодня
еще не вполне сформировалась. Самый надежный путь к гуманитаризации
проходит через историю науки, раскрывающую романтическую сторону
профессии, будь то машиностроение, электроника, автоматика или геодезия.
Р. Декарт говорил, что «беседовать с писателями других веков то же, что
путешествовать».
В любом путешествии необходимы ориентиры. В истории такими
ориентирами или вехами являются исторические периоды. До последнего
времени основным принципом исторической периодизации был формацион-
ный, в основу которого положен способ производства. По этому принципу
выделялись первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный
и т.д. Понятие общественно-экономической формации выработано
марксизмом и отражает классовый подход к истории.
Наряду с такой периодизацией существует традиционно сложившаяся
эклектическая периодизация, в которой исторические периоды имеют
названия, отражающие как культурологические, так и хронологические
аспекты: эпохи античности, Возрождения, средневековья и т.д.
В последние годы ученых привлекает цивилизационный подход, при
котором история рассматривается через процессы зарождения и гибели
цивилизаций.
Рассматривая науку как часть духовной культуры, можно заметить, что
на протяжении всей истории человечества та или иная форма постижения
бытия в различные периоды являлась преобладающей, доминирующей. С
начала появления духовной культуры доминирующей формой постижения
бытия была мифология. Знания человека о природе были на таком уровне,
когда все сущее могло объясняться только с привлечением вымыслов,
фантазий, суеверий или, в общем говоря, мифов. Фантастические образы
мифов (боги, легендарные герои, события) были осознанной попыткой
объяснить различные явления природы и общества. Исторический период, в
котором преобладала мифология как способ постижения бытия, может быть
назван эпохой мифологии.
Эта эпоха плавно перетекает в эпоху философии, совпадающую по
временным рамкам с античностью. Именно в античном мире наука
зарождается как самостоятельная часть духовной культуры, но она была
неразрывна с философией и существовала в форме натурфилософии. Философское
постижение бытия явилось наиболее передовым и доминирующим в эпоху
античности, хотя и влияние мифологии было огромным.
В средневековый период преобладающей, довлеющей над остальными,
формой духовной культуры явилась религия. Религия, несмотря на
реакционный во многих случаях характер по отношению к науке, способствовала
сохранению научных знаний в средневековье. Эпоху средневековья в нашей
культурологической периодизации можно назвать эпохой религии.
На смену средневековью пришла эпоха Возрождения. Возрождением
обычно называют этап в развитии культуры Западной и Центральной
Европы, хотя аналогичные процессы, специфически выраженные и
протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. В эпоху Воз-
15
Введение
рождения доминирующей формой постижения бытия становится
искусство, носящее светский и гуманистический характер. Наука и искусство в этот
период имеют наибольшее сближение, множество общих черт.
Подлинное развитие наука получила в Новое время. Именно в этот
период наука приобрела черты, сохранившиеся и сегодня. В Новое время
началась эпоха науки, явившаяся доминирующей формой постижения бытия.
В этот период родилась вера в безграничные возможности науки, которая,
однако, поколебалась в наши дни.
Эпоха науки, длящаяся в настоящее время, должна смениться эпохой
морали — единственной формой постижения бытия, никогда ранее не
бывшей доминантой. Альтернативой доминирующему влиянию морали
является гибель человечества, поскольку процессы, происходящие в эпоху
науки, как уже вполне очевидно, носят разрушительный характер.
Таким образом, нашими вехами в путешествии по истории
естествознания будут эпохи, определяемые доминирующим влиянием форм
постижения бытия: эпохи мифологии, философии, религии, искусства, науки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наука и история науки» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Модемні протоколи
ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...
МЕХАНІЗМ ЗМІНИ МАСИ ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВО-КРЕДИТНИЙ МУЛЬТИПЛІ...
Баланс
Сучасний стан систем телекомунікацій в Україні


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП