Одна из важнейших задач современной архитектуры – разрешение противоречий, возникающих при эстетическом осмыслении современных технических и технологических средств и методов строительства, с целью достижения образной выразительности и психологического комфорта жилой среды в неблагоприятных условиях крупного промышленного города. Специфика городского жилища заключается в его сложности и многофункциональности, формирующей среду обитания – ткань городской застройки. Не секрет, что серийно застроенные в 1960–1980-х годах XX века промышленные города получили свой нынешний облик как массив безликих жилых зданий, обладающих суммой индивидуальных ячеек-квартир. В настоящее время отказ от серийно-массового типового жилища и возврат к индивидуальному проектированию, привязанному к месту, позволят сделать реальный шаг в будущее – к городской жилищной архитектуре, в которой синтез адресности, метафор техномира и индустриальных методов возведения даст нужную эстетическую гармоничность и отдельных зданий, и застройки в целом.
160
Исконная связь архитектуры и техники, тем не менее, не снимает специфических различий между ними. Эти различия необходимо понимать для того, чтобы правильно оценивать важность этих составляющих созидательной деятельности человечества и возможности развития. Игнорирование или непонимание различий приводит иногда к переоценке одной составляющей и недооценке другой, а также к предъявлению завышенных требований, которые не могут быть реализованы. При всем различии архитектуры и техники они нашли основу для взаимодействия – необходимость обеспечения все усложняющихся жизненных процессов человечества. Архитектура для техники стала предметом ее целенаправленного существования, техника для архитектуры – средством осуществления архитектурных замыслов. Современный хай-тек (рис 6.11) – это синтез архитектуры и науки. В мире постоянно увеличивающейся скорости архитектура хай-тека, по возможности, стремится выразить давнюю мечту человека – преодолеть время и пространство.
Рисунок 6.11 – Здания в стиле хай-тек В итоге, мы становимся свидетелями того, как наука и религия, рациональное и мистическое вступают па площадку искусства, понятого как «искусство-техника», в новое, почти незнакомое XX веку отношение, залогом непротиворечивости которого выступает рождающийся в хай-теке новый художественный образ. В наибольшей степени специфичности облика 161
сооружений хай-тека способствовал прогресс в решении и применении металлических наружных ограждающих конструкций, который позволил принципиально модернизировать внешний облик зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов. Используя особую стилистику, воссоздающую образы механизмов, технических приспособлений, промышленных сооружений, хай-тек как нельзя лучше отражает дух современного технократизма. К нему же обращена и его индустриальная основа: по наукоемкости современное строительство не уступает космической индустрии, самолето- и автомобилестроению. Этому подходу соответствует и специфическая технология хай-тека: сооружения монтируются на месте из изготовленных в заводских условиях компонентов-модулей, часто весьма сложных. Возвести такие конструкции непосредственно на стройплощадке было бы гораздо труднее. Кроме ставшей уже привычной взгляду жителя крупных городов архитектуры хай-тека, в последние 20-30 лет мир стал свидетелем появления в архитектуре необычных форм, напоминающих формы живой природы. Можно встретить покрытия зданий, сходные с причудливыми поверхностями раковин моллюсков, купола, интерпретирующие контуры скорлупы птичьего яйца, прозрачные решетки – структуры, уводящие к сложным переплетениям ветвей лесной чащи или скелетных остовов радиолярий. Это направление в архитектуре принято называть органикой или бионикой. В учебниках по архитектуре мы бы прочитали, что бионика (от греч. biōn – элемент жизни, буквально – живущий) – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что такое бионический стиль. Первое впечатление о здании в бионическом стиле – постройки выбиваются из правильной геометрии (рис 6.12). Природные формы объекта будят воображение. В бионике стены подобны живым мембранам. Пластичные и протяженные стены и окна выявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она Рисунок 6.12 – «Дом Дельфин» живет подобно организму. в Санкт-Петербурге
162
Решительно отвергая архитектуру-дизайн, способную «переехать в любое место», архитекторы «органики» считают, что каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от нее. Надеются, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом – не фургон. Дом – это поистине вторая кожа не только человека, но и той точки земли, где он возведен (рис. 6.13). Он постоянно подчеркивает необходимость связи с землей: земля уже имеет форму. Поэтому архитектор не приемлет Эвклидовой геометрии, «коробчатости». БольРисунок 6.13 – Ресторан «Ранчо Мираж» шинство новых «современных» домов выглядят так, в Палм Спринг, США как будто их части вырезаны ножницами из картона, после чего куски картона сложены и согнуты под прямым углом, а местами, для разнообразия, с кривыми картонными поверхностями... Эти постройки последнего времени — плохо исполненные продукты поверхностной эстетики «плоскости и массы».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Архитектура и строительство» з дисципліни «Історія інженерної діяльності»