Массовое текущее производство. Переход к автоматическим линиям В первой половине XX в. шло исключительно быстрое развитие электромашиностроения, автомобилестроения, приборостроения, авиации, ДВС и других отраслей машиностроения. Прогресс новых отраслей техники обусловил глубокие изменения в производстве современных машин. Характерной особенностью современного машиностроения является переход к массовому специализированному производству, связанному с выпуском однотипной стандартной продукции. Это стало возможным только в результате использования принципа взаимозаменяемости деталей, который способствовал широкому внедрению массового производства в машиностроение и другие новые отрасли техники. Другой особенностью машиностроения в XX в. является организация поточного производства, при котором изготовление и сборка изделий осуществляются в поточных линиях, представляющих собой совокупность рабочих машин и рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса изготовления изделий. За каждой машиной или рабочим местом поточной линии закрепляется одна или несколько одних и тех же операций обработки одного или нескольких изделий, изготовленных одновременно или попеременно. Это требует высокопроизводительного специализированного оборудования и оснастки, обеспечивающих высокую производительность труда и высокое качество работы. Развитое поточное производство характеризуется передачей обрабатываемых изделий на следующую операцию немедленно после выполнения предыдущей при помощи специальных межоперационных транспортных устройств (рольгангов, склизов, конвейеров и т. д.). Это обеспечивает равномерный ход производства, ритмичный запуск и выпуск продукции, высокую производительность труда, снижение себестоимости изготовляемого изделия. Высшей стадией развития поточного производства является непрерывность всего технологического процесса, основанного на полной автоматизации.
89
Современное поточное производство было впервые организованно в автомобильной промышленности на предприятиях Генри Форда, где в 1913 г. он применил конвейер при сборке автомобиля (рис. 3.16). В ХХ в. массовое производство сначала получило распространение при изготовлении небольших деталей (болтов, штифтов, шайб и т. п.). Для производства таких деталей впервые и были созданы станки-автоматы и полуавтоматы. Потом появились продольнофасонные, фасонноотрезные, многошпиндельные автоматы. В массовом, крупносерийРисунок 3.16 – Последний этап сборки ном и частично в серийавтомобилей на заводе Форда (конец ХІХ в.) ном производствах большое распространение получили токарные полуавтоматы, предназначенные для тяжелых и сложных работ. В таких станках не автоматизированы лишь установка и закрепление заготовок, пуск станка и снятие обработанного изделия. Современные высокопроизводительные металлорежущие станки построены на широком использовании принципов многоинструментности и многопозиционности, специализированы и часто предназначаются для выполнения определенной операции. Однако специальные станки узкоцелевого назначения трудно переключить на другие работы при смене вида продукции. Для устранения этого недостатка стали создавать агрегатные станки, конструируемые из набора различных нормализованных укрупненных узлов-агрегатов. Агрегатные станки позволяют выполнить на одном станке различные виды обработки изделий одновременно несколькими инструментами, что значительно снижает трудоемкость механической обработки деталей. Агрегатные станки приобрели особое значение в связи с появлением и развитием автоматических станочных линий. Впервые автоматическая станочная линия была установлена в Англии в 1923 – 1924 гг. для механической обработки блоков цилиндров и других крупных деталей. Она выполняла 53 операции и обрабатывала 15 блоков в час, обслуживалась 21 оператором. Впервые в Советском Союзе станочная линия была создана в 1939 г. на Волгоградском тракторном заводе для обработки роликовых втулок гусеничных тракторов. Была построена на базе 5 модернизированных станков ручного управления. 90
Во время второй мировой войны, в послевоенные годы автоматические станочные линии агрегатных станков получили широкое распространение. Успехи науки и техники позволили перейти от отдельных поточных автоматических линий к автоматическим цехам, затем – к автоматическим заводам. В 1956 г. на первом Государственном подшипниковом заводе приступил к работе цех по производству шариковых и роликовых подшипников (рис. 3.17). В цехе были применены Рисунок 3.17 – Цех-автомат все автоматизированные на подшипниковом заводе операции по механической и термической обработке колец подшипников (контроль, складывание, антикоррозийная обработка, паковка и изъятие стружки). В 1949 г. в СССР в первые в мире был построен автоматический завод по производству поршней, который обслуживают 9 рабочих в смену, выпуск – 3500 поршней в сутки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие техники производства машин в ХХ в.» з дисципліни «Історія інженерної діяльності»