ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Предмет и задачи археологии как учебной дисциплины
Археология изучает историю человечества путем исследования
омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека
в прошлом, своего рода «немых» свидетелей истории. Археология
последовательно занята поисками определенных археологических
памятников, их исследованием (раскопками) и извлечением из
полученных источников информации с помощью специфических приемов,
процедуры лабораторных методов исследований. Конечный результат
исследования в археологии — это реконструкция в той или иной мере
исторических процессов, объектов и фактов. Объекты же изучения и
процедура их исследования весьма специфичны, что делает археологию
самостоятельной наукой. В археологии определенно выявляются два
последовательных уровня познания прошлого: источниковедческий,
связанный с процедурой получения археологических источников, и
интерпретационный, осмысление полученных источников и
исторические реконструкции на основе полученных данных.
В археологии различают предмет и объект исследования. Под
предметом современной археологии обычно понимают само древнее
общество во всей его совокупности аспектов: материального,
духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же
исследования -/это прежде всего вещественные источники, являющиеся
основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология —
это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном
по вещественным источникам.
В современной археологии существенны представления о
хронологических рамках науки. Начало археологического интереса
определяется появлением первых артефактов деятельности человека, примерно
2,5 млн. лет назад. Сложнее с конечной датой научного интереса. При
этом общая тенденция ясна: чем глубже в историю проникает наш
интерес, тем весомее, а в большинстве случаев просто ничем не
заменима роль археологии. Многие археологии доводят науку до начала
книгопечатания, когда сузились возможности вещественных
источников. Однако в ряде стран сложилась так называемая «индустриальная
археология», изучающая объекты XIX и XX вв., современный
«культурный слой».
Ясно, что без данных археологии невозможно понять мировую
историю. Только представим на минуту, какры выглядели наши знания
по истории, не будь археологии. Мы ничего бы не знали о начальной
4
е человеческой истории, о палеолите. Мы ничего бы не знали о
П°слеледниковой эпохе мезолита и о неолите, о важных для человече-
П°ва изобретениях тех далеких от нас эпох. Археология фиксирует
Спупные исторические события общечеловеческого масштаба,
например заселение в палеолите Американского континента и начало
освоения Северной Америки и Японских островов; только археологические
оаскопки раскрыли принципиальное значение для человечества той
колоссальной по своим последствиям революции в хозяйстве, которая
началась на рубеже мезолита и неолита, привела к началу земледелия
и скотоводства ищлодами которой мы пользуемся до сих пор.
Археологические материалы имеют большое значение для изучения ранних
стадий развития производящего хозяйства на Переднем Востоке, юге
Средней Азии и в Закавказье. Это дает представление о зонах
первоначального земледелия и скотоводства, позволяет проследить процессы
урбанизации, возникновения городской культуры и цивилизации.
В эпоху бронзы Восточная Европа и Северная Азия были важной
частью мировой истории. Здесь возникли металлургические центры,
сформировались историко-культурные общности, имевшие прочные
связи с Балканами, Передним Востоком, Западной Европой,
Центральной Азией. Ничего бы этого мы не узнали, не будь археологии.
А как бы выглядели наши знания по истории Древнего Востока и
ранних цивилизаций Средиземноморья, древнегреческой и
древнеримской истории без данных археологии? Ведь мы располагаем только
отрывочными свидетельствами письменных источников, да еще со
значительным налетом мифологии! История такой бы и была:
мифологизированной, отрывочной и малопонятной для нас. - "
Своеобразный культурно-исторический мир раннего железного
века открыли археологи в степях Евразии и примыкающих к ним с юга
горных долинах. Здесь возникла своеобразная цивилизация
скотоводов — скифов, савроматов, саков и других древних народов
евразийского степного пояса, сыгравших большую роль в мировой истории.
С территорией Восточной Европы и Северной Азии связаны
события Великого переселения народов, а также, частично или полностью,
этногенетические процессы сложения и культурогенеза протоэтносов
и крупных этносов древности и средневековья: урало-алтайцев и
палеоазиатов, индоевропейцев и индоиранцев, финно-угров и тунгу-
со-маньчжуров, славян, тюрок и других народов. Решение вопросов
этногенеза также невозможно представить без археологии.
Когда речь идет о древности и даже средневековье, то письменных
источников почти всегда недостаточно, и во многих случаях по ним
вообще бывает трудно восстановить ход событий. Так без
археологических материалов просто невозможно было бы представить историю
славян, России и ее соседей в средневековье. Значительные территории
России, например, Сибирь, принадлежат к зонам бесписьменной
истории. Археологические, этнографические, лингвистические и про-
чие материалы являются для этих территорий основными в изучении
и реконструкции далекого прошлого.
Археология России имеет свои традиции, свою специфику, которая
не всегда и не во всем соответствует содержанию археологии в других
странах. В русской и особенно советской археологии давно стало
традицией выделение комплекса археологических материалов и
признаков, характеризующих определенную археологическую культуру от
древнекаменного века до средневековья. В ходе накопления материалов
катастрофически возрастает и количество археологических культур. В
настоящее время их число столь велико, что это становится
определенным препятствием в изучении археологии. При этом надо
учитывать, что понятие «археологическая культура» неодинаково для
различных эпох. Так, для древнекаменного века археологическая
культура — это определенный способ обработки каменных орудий труда,
а для эпохи бронзы или раннего железа — это целый комплекс
признаков, включающий особенности погребальных сооружений, обряда
погребения, поселений и инвентаря. Для средневековья
археологическая культура может быть связана даже с понятием этноса.
Вместе с тем, господство в советской археологии
культурологического взгляда, ставшего основным и единственным, не допускало
развития других школ и направлений в науке, что имело негативные
последствия. Односторонняя увлеченность выявлением
археологических культур, вещеведением, привела к известному схематизму, потере
интереса к исследованию крупных исторических событий,
закономерностей исторического процесса в Евразии и отдельных макроприрод-
ных зонах. Увлечение вещеведческими процедурами, анализом
артефактов приводило зачастую к недооценке влияния геосреды на
исторические процессы в макро- и микрозонах, к известной потере
представления о том, что исторический процесс в археологии —это
история взаимоотношений человеческих популяций с геосредой.
Настоящая книга—учебник. Поэтому, приступая к изучению
материала, полезно знать не только особенности, но и некоторые
наиболее характерные недостатки отечественной археологии как части
мировой науки. Приходится констатировлать характерный для
отечественной археологии низкий уровень технического обеспечения
экспедиций и лабораторий, отставание в уровне извлечения информации
из археологических материалов.
Следует отметить своеобразие научных публикаций по археологии,
в которых значительное место занимают описания раскопок,
публикация источников, а не результаты работы над ними. Отечественные
археологи по сравнению с их зарубежными коллегами мало работали
за рубежом. Интеграция науки стала характерным явлением нашего
времени, к сожалению, она мало коснулась отечественной науки, что
было прямо связано с закрытостью общества и недостаточностью
ассигнований на археологию.
6
Нельзя не отметить и еще одного существенного недостатка отече-
енной археологии. Это низкий уровень общественной значимости
Сяуки и роли ученых. Советские археологи работали по схеме: открыл
"амятники, провел раскопки, опубликовал полученные материалы,
при этом формировалось характерное для тоталитарного идеологизи-
оованного общества безразличное отношение к самим памятникам
археологии, которые в большинстве своем являются общечеловеческим
культурно-историческим наследием. Хозяйственно-промышленный
детерминизм привел к уничтожению большого количества ценнейших
памятников. Археологические памятники в бывшем СССР плохо
охранялись и использовались только в узконаучных целях. В результате
в России практически нет музеефицированных археологических
памятников, нет охраняемых археологических ландшафтов. Эти задачи
предстоит решать нынешнему поколению студентов исторических
факультетов.
Учебник написан по материалам археологии России, государств
Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, а также Украины, Беларусии и
Молдовы. Читатель скажет: ведь это же территории бывшего СССР!
Совершенно верно. Но какое это имеет значение для археологического
прошлого, когда не было ни СССР, ни стран, которые выделились из
него. При этом следует обратить внимание на весьма важные
обстоятельства. Во-первых, в географическом отношении—это Восточная
Европа и Северная Азия, т. е. значительная часть Евразийского
континента. В то же время эта территория состоит из нескольких макрозон:
степная Евразия, лесная зона, своеобразные историко-географические
зоны Средней Азии, Прибалтики или, скажем, Дальнего Востока,
Кавказа. По ним можно было бы написать отдельные учебники
археологии, но их, к сожалению, почти нет. Есть учебник по археологии
Украины, Азербайджана, учебное пособие по археологии Дальнего
Востока, Западной Сибири. Всю эту территорию можно
охарактеризовать как зону русской археологии, имея в виду как дореволюционную,
так и советскую науку. Это подразумевает и ведущую роль русских
научных центров, оказавших влияние на создание собственных
научных школ в регионах, и связь последних с русскими научными
центрами, и то, что подавляющее большинство научных публикаций
выходило на русском языке. Однако археологию Восточной Европы и
Северной Азии невозможно рассматривать, замкнувшись даже в этих
обширных границах. Это часть мировой археологии и истории, и
поэтому по каждой археологической эпохе мы обращаемся к материлам
зарубежной Азии, Европы, а иногда Африки и Америки. Такой подход
позволяет глубже понять происходившие здесь исторические процессы.
В то же время надо учитывать, что настоящая книга — всего лишь
Учебник и как всякий учебник он в значительной степени схематичен.
Нельзя в рамках учебной книги изложить весь научный материал,
который накопила археология. Это невыполнимо технически, да и не
отвечало бы задачам учебника, который служит лишь ориентиром,
своего рода эталонным набором начальных знаний, которые нужно
постоянно пополнять, самостоятельно работая над литературой, не
забывая о том, что археология—это очень быстро развивающаяся
наука, а открытия приводят к изменению научных взглядов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предмет и задачи археологии как учебной дисциплины» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки
Оцінювання ефективності інвестицій
Викид плазми на Сонці досяг Землі
Аудит вилученого капіталу
Як наростити тИЦ без щомісячних платежів


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 876 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП