Совсем по иным принципам работают университетские издательства, наиболее характерная особенность которых — их некоммерческая основа. Главная задача университетского издательства — публикация научных трудов преподавателей и исследователей, работающих в университетах 318
США, в основном преподавателей данного университета. При этом некоммерческое университетское издательство обязано выпускать все те книги, которые не берут для публикации крупные коммерческие издательства. За это они освобождаются от уплаты местных и федеральных налогов. Вместе с тем университетское издательство издает не только монографии, но и учебную литературу, рассчитанную на студентов и преподавателей, а также книги широкого спроса (trade books). Издательство The University of Michigan Press принадлежит Мичиганскому университету, который, в свою очередь, принадлежит штату Мичиган. Финансирование осуществляется из бюджета штата (5% бюджета университета), а также за счет пожертвований и даров бывших выпускников. Издательство существует с 1931 г. Его репутация достаточно высока, поскольку любая университетская библиотека считается неполной, если в ней отсутствуют книги The University of Michigan Press. To же справедливо и в отношении личных библиотек специалистов по общественным наукам. Для этих издательств в первую очередь характерна весьма узкая специализация издаваемых монографий, а значит, ограниченная читательская аудитория и, следовательно, низкие тиражи (не более тыс. экземпляров, а в среднем 700). Ожидаемые объемы продаж также очень невелики. Книга считается успешной, если за три года продано 600—700 экземпляров. Это накладывает определенный отпечаток на всю деятельность издательства. Мичиганский университет специализируется в основном на гуманитарных и общественных науках, поэтому главной своей задачей издательство The University of Michigan Press считает ознакомление научной общественности и широкой публики с результатами исследований сотрудников Мичиганского университета. Причем в отличие от других университетских издательств оно не издает научный журнал, ограничиваясь только монографиями. Характерно, что публикуемые монографии, как правило, не переиздаются, поэтому издательство постоянно работает с авторами, пополняя издательский портфель. Другая особенность The University of Michigan Press — издание учебников по изучению английского языка как второго. Они предназначены для большого числа иностранных студентов, которых Мичиганский университет стал принимать на обучение одним из первых в США — с конца 40-х гг. XX века. Средний тираж этих учебников, единственным в стране издателем которых является The University of Michigan Press, достигает 25 тыс. экземпляров. Для поддержания своего финансового положения издательство недавно осуществило успешный проект — выпуск книги, по 319
священной истории и основным направлениям джаза, для чего были привлечены авторы, являющиеся признанными специалистами по джазу. Для распространения своей продукции издательство использует в качестве главного инструмента маркетинга каталог Spring and Fall lists (тематический план с объявленными к изданию книгами), выпускаемый два раза в год, весной и осенью. Каталоги рассылаются оптовым и розничным торговцам не только по всей стране, но и в странах Европы, Азии, в Канаде, Японии. Всего, по словам директора по маркетингу издательства, насчитывается до 50 тыс. независимых торговцев, среди которых практически нет представителей стран Африки и Латинской Америки. При этом отдел маркетинга издательства разработал список основных клиентов. Для них составляется особый унифицированный список в электронном виде, часто в формате электронных таблиц, которые проще обновлять, когда вносятся коррективы в издательский план. Однако здесь возникает проблема: многие оптовики требуют предоставления информации о новинках в определенном формате, а при этом может возникать путаница в научных терминах. Это распространенная проблема, и ряд университетских издательств предпринимает усилия по выработке унифицированного стандарта электронных каталогов научных изданий. Для маркетинговой и сбытовой деятельности издательства The University of Michigan Press характерно все более широкое использование электронных средств: электронные каталоги, рассылаемые по e-mail, уже упоминались. Кроме того, весьма активно развивается продажа книг через компанию Amazon, com. При этом тоже возникает проблема, связанная со спецификой университетских изданий: компания Amazon, com получает информацию о книгах не напрямую от издательства, а от оптовых торговцев, что часто приводит к искажению информации, на основе которой электронные покупатели делают свой выбор. Кроме каталога, издательство The University of Michigan Press размещает информацию о своих книгах в справочниках Books in Print («книги в печати»), которые содержат более точные данные, так как учитывают все изменения, которые издательство вносит в издательский план. Однако в последнее время большинство потенциальных покупателей ориентируются не на справочники и каталоги, а на Web-страницы компании Amazon, com. Эта компания, с которой пытаются яростно конкурировать другие виртуальные и реальные торговцы книжной продукцией, «перебивает» клиентов у издательства The University of Michigan Press, которое могло бы 320
представить более точную информацию о своих узкоспециализированных монографиях. Организация работы университетского издательства имеет свою специфику. Прежде всего, университетское издательство с тематической точки зрения не зависит от конъюнктуры рынка. В год издается до 170 новых книг университетских авторов. Как правило, выплата аванса авторам не принята, авторский гонорар составляет 7—8% продаж. При этом многие преподаватели пишут книги не в расчете на гонорар, а для получения пожизненного контракта преподавателя и дальнейшего карьерного продвижения, для которого требуется наличие опубликованных научных трудов. Поэтому многие преподаватели сами предлагают для издания свои труды. Кроме того, среди университетских издательств существует конкуренция за право издать работы наиболее видных специалистов. Поэтому наряду с рассмотрением предложенных к изданию работ издательство активно проводит работу с авторами по своему выбору. Считается престижным издать работы преподавателя другого университета, но не следует упускать и «своих», университетских авторов; когда они издают свои труды в других университетских издательствах, это рассматривается как промах. Если же речь идет о коммерческом издательстве, это уже не считается промахом, поскольку автор, как всем понятно, руководствовался соображениями финансовой выгоды, а не престижа. Утверждение издания каждой книги по представлению редакционного совета The University оГ Michigan Press осуществляет ученый совет Мичиганского университета, в состав которого входят профессора и ведущие специалисты-исследователи. Они определяют интеллектуальную ценность предлагаемых работ. Эффективности издательской политики способствует структура издательства. В штате 45 сотрудников; практикуется также привлечение внештатных редакторов. Возглавляет издательство директор. Издательство имеет семь отделов: приобретения рукописей (редакторский), маркетинга, производственный, цифровой обработки, клиентская служба и бизнес-офис, отдел реализации, склад. В ведущем, редакционном отделе (формирования издательского портфеля) работают пять редакторов по приобретению рукописей. Их функции чрезвычайно важны и сложны. Каждый является дипломированным специалистом, имеет докторскую степень по какой- либо общественной науке. В его задачу входит отбор рукописей для издания, т.е. работа с потенциальными авторами, предлагающими издательству свои труды. После ознакомления с рукописью редактор получает отзывы на нее двух независимых рецензентов, и если 321
они положительны, готовит проект издания рукописи на рассмотрение ученого совета. При этом практикуется совместная работа редактора с автором, если рецензенты рекомендуют внести изменения в структуру или содержание работы. Работая с автором, редактор дает свои рекомендации, советует, обговаривает финансовую сторону проекта издания книги — словом, способствует установлению благоприятных отношений между автором и издательством. Он «прощупывает» автора на возможность подписания контракта на обоюдовыгодных условиях; формирует представление о психологическом портрете потенциального автора, используя свой опыт, знания, обаяние, а также финансовые инструменты. Если автор является преподавателем или сотрудником Мичиганского университета, он может рассчитывать на более благоприятные финансовые условия. Инструментом убеждения могут стать также ускоренные сроки издания книги. Эта часть деятельности редактора важна с точки зрения не только пополнения издательского портфеля, но и антикризисного менеджмента: авторы, склонные к недовольству и потенциально опасные с точки зрения конфликтности и непредсказуемости поведения, выявляются уже на ранней стадии сотрудничества с издательством, которое может по рекомендации редактора прекратить контакты с таким автором. В случае достижения взаимопонимания между потенциальным автором и редактором последний готовит финансовый проект издания, в котором учитываются все издательские затраты, предлагается срок издания (в среднем 12—14 месяцев), определяется авторское вознаграждение. Этот план выносится на обсуждение совета директоров издательства, а затем на ученый совет университета. Нагрузка на редактора довольно высока — он ведет 30—40 проектов в год, на завершение каждого проекта уходит от одного до четырех месяцев. Каждый редактор имеет по четыре ассистента. Кроме того, он уполномочен привлекать потенциально интересных для издательства авторов, предлагая им идею создания монографии, консультируя по структуре плана-проспекта, по содержанию. В случае успеха издательство гарантирует включение интересных, востребованных ученым миром изданий в свой издательский портфель. На читку рукописи и подготовку ее к верстке отводится около месяца. Непосредственным редактированием рукописи, проверкой стиля и грамматики занимаются, как правило, внештатные литературные редакторы. В основном это неработающие женщины, имеющие специальное образование и свободное время. В университетском городке нет недостатка в таком контингенте, который состоит в основном из жен преподавателей. 322
Далее подключаются специалисты по компьютерному изготовлению оригинал-макета и корректоры. Отдел маркетинга осуществляет рекламную деятельность, прямую почтовую и электронную рассылку информации и образцов книг, организует участие The University of Michigan Press в выставках и обеспечивает издательству паблисити. Кроме того, отдел маркетинга осуществляет продвижение книг других университетских издательств, в основном иностранных, предоставляет им свои складские площади и сбытовую сеть. Это Кильский институт мировой экономики, издательство Амстердамского университета, издательство Китайского университета, Центра исследований Японии, Центра исследований Южной и Юго-Восточной Азии, издательства B.G. Teubner Verlag (Германия).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Университетские издательства» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»