Экономическая конъюнктура, т.е. ситуация на рынке, определяемая совокупностью факторов и условий и выражаемая определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен, — это второе, что интересует фирму. Основными факторами, определяющими характер реализации товара, служат спрос, предложение и цена. Через них опосредованно проявляются и все другие факторы, отражающие конъюнктуру, например производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры остается цена, поскольку именно она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает их динамику. Состояние рыночной экономики отражает понятие «конъюнктура торговли». Слово «конъюнктура» имеет латинское происхождение и означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, преходя 154
щую обстановку, ситуацию, положение вещей. В более узком смысле — это стечение обстоятельств или событий, в особенности критическое или кризисное состояние дел. Таким образом, само понятие «конъюнктура» включает совокупность взаимосвязанных условий, определяющих переход из одного состояния в другое. Конъюнктура характеризуется: постоянной изменчивостью — кратковременными и длительными колебаниями под воздействием различных факторов; исключительной противоречивостью, выражающейся в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций; неравномерностью, которая особенно хорошо видна, когда изменения различных показателей совпадают по направлениям, но не по темпам; единством противоположностей, складывающимся в ходе производства, которое сопровождает весь процесс воспроизводства, рассматриваемый непосредственно в рыночном выражении. Конъюнктура характеризуется прежде всего соотношением спроса и предложения. Это соотношение меняется в зависимости от того или иного фактора, оказывающего непосредственное воздействие на спрос или предложение или же на спрос и предложение одновременно, и, в свою очередь, порождает те или иные тенденции товарного обращения. Развитие рынка происходит через постоянное преодоление противоречий между спросом и предложением, которые определяют всю диалектику данной экономической категории. На это указывал, в частности, К. Маркс, критикуя всякого рода утопические теории. Он писал, что только в подобных теориях «спрос равен предложению, производство равно потреблению»1. Если подойти теоретически к вопросу состояния рыночной конъюнктуры, то следует вспомнить классические ситуации: спрос превышает предложение — тогда цены на товары растут; предложение превосходит спрос — это вызывает падение цен; складывается, рыночное равновесие, при котором предложение равно спросу. Последняя ситуация не типична для практики, о чем свидетельствует высказывание К. Маркса. Тем не менее то или иное состояние конъюнктуры требует принятия определенных решений со стороны как продавца, так и покупателя. И чтобы принять правильное решение, необходимо обладать информацией о состоянии дел на рынке, а значит, провести его исследование. Спрос — форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами, т.е. платежеспособная потребность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экономическая конъюнктура» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»