Мотивация означает побуждение с помощью стимулов отдельного работника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения собственных потребностей и достижения целей, поставленных перед организацией. Истинные побуждения, заставляющие людей эффективно и творчески работать, нельзя свести только к материальному удовлетворению (высокие оклады, премии, поощрения), только к созданию социальных возможностей (карьера, известность, положение в обществе) или только к умелому психологическому воздействию (создание спокойной и творческой атмосферы в коллективе, достижение полного взаимопонимания между всеми сотрудниками сверху донизу). Все эти и множество других аспектов должны быть учтены и представлены во взаимосвязи. 41 I
Все существующие теории мотивации опираются на изучение потребностей человека (табл. 2.1). Таблица 2.1 Комплекс мотивации Иерархия потребностей Потребности Основные методы удовлетворения потребностей по А. Мае -лоу по Д. Мак Клеллан- ду по Ф. Герц- бергу Физиологические: + - - Законы о минимальной зарплате, в еде, воде, убежище, пособиях по безработице, о здоро отдыхе, сексе и т.д. вье, жилье Безопасность и уверен Покупка страхового полиса, поиск ность в будущем: + - - надежной работы с хорошей пенси физические и психологи ей в будущем, законы о пенсиях и ческие опасности со сто об инвалидности роны окружающего мира, удовлетворение физиоло гических потреб««остей в будущем Гигиенические: Создание социальной инфра политика фирмы; - — + структуры и стратегии управле условия работы; — — + ния организацией заработок; - — + контроль за работой - — + Социальные: Давайте сотрудникам работу, соз взаимодействие; + ( - ' + дающую атмосферу общения; обес причастность; + + — печьте дух единой команды; советуй привязанность; тесь и совещайтесь с подчиненными; поддержка + - - не разрушайте неформальные груп пы, если они не наносят' ущерба; поддерживайте социальную актив ность членов организации Уважение: Предлагайте подчиненным более самоуважение; + — - содержательную работу; создавай личные достижения; + — те обратную связь в отношении признание; + — — достигнутых результатов (оценка уважение со стороны работы); привлекайте подчинен руководителя; + - + ных к формированию целей и успех + + + выработке решений; делегируйте права и полномочия; обеспечьте обучение, переподготовку кадров, повышение профессионализма и компетентности Профессиональный Продвигайте подчиненных по рост и продвижение служебной лестнице; предоставьте по служебной лестнице: возможность для раскрытия их выражение потенци потенциала; обеспечьте условия альных возможностей; + — — для полной отдачи при выполне рост личности; + — + нии сложных и ответственных потребность власти; — + + задач; развивайте творческие продвижение по службе; — — + способности персонала ответственность 42
В табл. 2.1. упомянуты только три теории мотивации, но есть еще и другие: теория ожидания В. Врума, согласно которой необходимым условием мотивации для достижения цели являются не только потребности, но и выбранный человеком тип поведения, приводящий его к ожидаемому результату и удовлетворенности; теория справедливости, базирующаяся на субъективном отношении полученного вознаграждения к затраченным усилиям и последующем соотнесении его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу, комплексная процессуальная теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера, которая построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Модель комплексной процессуальной теории і мотивации Л. Портера — Э. Лоулера Человек в рыночной экономике выступает как потребитель экономических благ и как обладатель способностей, знаний, навыков, необходимых для процесса создания товаров и услуг. Его участие в экономической деятельности определяется потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала человека: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Этот потенциал может быть увеличен или уменьшен в 43
процессе трудовой деятельности, причем динамика его изменения во многом зависит от умения менеджера руководить людьми и постоянно контролировать производственные процессы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мотивация» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»