Вопреки расхожему мнению о том, что рынок — это полная сво- бода, цены на книги почти во всех западных странах являются фик- сированными, и их номинал обыч- но проставляется на обложке. Такая политика — не отход книгоизда- тельской отрасли от рыночных принципов экономики, а признание обществом (а в некоторых странах и государством) исключительности, «особости» книги, которая не при- равнивается ко всем прочим това- рам, а рассматривается еще и как предмет культуры, которым обще- ство не может рисковать. Цену на книгу устанавливает издатель (и только он), печатает ее на обложке, и все книготорговцы вне зависимости от типа торговой точки на всей территории страны обязаны придерживаться этой цены. Произвола в установлении цен не наблюдается. Цена данной конкрет- ной книги зависит только от типа издания и физических параметров, т.е. в конечном итоге от производ- ственных расходов. (На практике обычно сумма типографских расхо- дов на изготовление одного экзем- пляра умножается на всеми приня- тый коэффициент — чаще всего 6.) Практика единых и твердых (фиксированных) цен на книги обычно является результатом согла- шений между национальными ассо-510 циациями издателей и книготорговцев каждой страны. В некоторых стра- нах (Франция, Испания и др.) она установлена даже законом. Эти соглашения и законы предусматривают обычно для некоторых особых случаев (например, продажа библиотекам, общественным орга- низациям, школам) возможность небольшого фиксированного размера скидки (обычно до 596). Именно этой возможностью в Европе и пользу- ются книжные отделы супермаркетов. В США же в отличие от Европы политика цен более свободная, размеры скидок не фиксированы, изда- тель проставляет на обложке лишь так называемую ориентировочную или рекомендуемую цену. Розничные торговцы во всех странах борются за то, чтобы снизить отпускную цену и сделать прибыль на увеличении оборота; завысить же цену — значит «заморозить» товар (это там нико- му в голову не приходит). Исключение из описанного правила среди развитых европейских стран представляет лишь Швеция. Здесь цены, как и в России, устанавливает по своему усмотрению книготорговец.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип единых твердых цен на книжную политику» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»