Второй конкурент независимых магазинов — это книготорговые цепи, или цепи книжных магазинов. Именно развитие кни- готорговых цепей представляет, на наш взгляд, главную тенденцию разви- тия розничной книжной торговли на Западе в последнее время. Книготор- говые цепи — это крупные розничные торговые фирмы, имеющие несколько магазинов-филиалов. У крупных цепей число этих филиалов может доходить до нескольких десятков и даже сотен, они могут нахо- диться в разных городах и даже разных странах. Каким-то аналогом, близ- ким к торговым цепям, являются, возможно, наши так называемые торго- вые фирмы: «Детский мир», «Весна», «Океан» и т.п. (теперь их число довольно велико). Преимущества книготорговых цепей в конкурентной борьбе с другими формами розничной книжной торговли, особенно с тра- диционными магазинами, очевидны. У них, как правило, ниже производ- ственные расходы и выше прибыль. Достигается это за счет централиза- ции некоторых вспомогательных служб (административной, финансовой, иногда и снабженческой). У них также более богатый ассортимент, более широкий спектр услуг (информационных, кредитных и пр.), более широ- кие возможности рекламы. У книготорговых цепей по сравнению с неза- висимыми книжными магазинами также больше возможностей вести бо- лее жесткую политику по отношению к издателям и книгораспространителям. Крупные книготорговые цепи могут брать на себя даже обеспечение своих магазинов книгами. Экспансия книготорговых цепей происходит настолько стремительно, что нельзя с достаточной точностью сказать, какова их доля в розничном товарообороте книжной торговли той или иной страны. К тому же и в за- висимости от страны эти цифры весьма различны. В Европе доля цепей выше всего в Скандинавии. Там она превышает 50%. Велика она и в Вели- кобритании. Во Франции, по некоторым данным, с 1990 по 1995 г. она увеличилась с 27 до 45%. Из крупных европейских стран меньшее распро- странение книготорговые цепи получили пока в Германии. О масштабах подобных книготорговых фирм можно привести лишь не- сколько примеров. Так, в США на рынке лидируют два гиганта — «Варне энд Нобл» и «Бордер-Уолден», их торговые обороты в 1994 г. составили соответственно 1,6 и 1,5 млрд долл. США. Число же книготорговых точек,506 входящих в каждую из этих книготорговых компаний, значительно превы- шает тысячу. Во Франции крупнейшая книготорговая цепь страны «ФНАК» имела в 1993 г. оборот 2 млрд франков, что составляло 13% общего оборота розничной книжной торговли. В Великобритании крупнейшая книготорго- вая цепь «Смит» охватывает четверть розничного книжного рынка страны. Чрезвычайное развитие книготорговых цепей породило, конечно, и достаточно проблем. Спектр их довольно широк. Дело касается не только независимых книжных магазинов с их профессионализмом, тщательнос- тью подбора ассортимента, культурой обслуживания, которые все более вытесняются с книжного рынка В более широком плане это затрагивает развитие книжного дела вообще. В той ситуации, когда рынок монополи- зирован пятью—десятью крупнейшими цепями (прежде всего это касает- ся США), они начинают диктовать ассортиментную политику издатель- ствам. Книга окончательно превращается в такой же товар, как и все прочие. Происходит также пересмотр и ценовой политики: крупнейшие цепи, де- лающие ставки на бестселлеры, выступают за отмену единых твердых цен, за неограниченность размеров скидок (это в свою очередь давит на неза- висимые магазины и снижает рентабельность работы издательств).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Книготорговые цепи» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»