Некоторые тенденции развития издательского дела за рубежом
В настоящее время книжное дело Западной Европы и США развивает- ся исходя из тенденций, которые явились следствием кризиса рубежа 80— 90-х годов: меняется отношение к книге со стороны потребителей, ее тес- нят новые средства массовой информации, продолжается структурная пе- рестройка самой отрасли. Эти же тенденции, по-видимому, будут опреде- ляющими и в ближайшие несколько лет. Что же касается прогнозов на более отдаленную перспективу, например на ближайшие десять лет, то с полной уверенностью можно сказать лишь о немногих вещах. Развитие общеми- ровой экономической ситуации может внести существенные коррективы в любые прогнозы. Прогнозы, делавшиеся десять лет назад, также далеко не полностью подтвердились. Электроника, если и оказала какое-то влия- ние на издательские процессы, все же не смогла полностью решить мно- гих проблем (например, в книгораспространении), вообще позиции книги в целом также оказались намного прочнее, чем предсказывалось, а разви- тие новых средств информации, напротив, оказалось более скромным. Тем не менее какие-то самые общие прогнозы касательно самой книги и раз- вития книгоиздательской отрасли не должны вызывать сомнения. Ясно, например, что электроника рано или поздно все же произведет револю- цию в книгоиздании и книгораспространении. Сама же печатная книга через десять лет останется, хотя может и утратить позиции главного «источника знаний». Очень вероятно также, что в связи с тем, что книге придется бо- лее упорно бороться за свое «место под солнцем», подотрасли книжного дела утратят свой антагонизм и будут более тесно взаимодействовать. В том же, что касается более детальных прогнозов, мнения специалис- тов могут довольно значительно расходиться. Среди подобных наиболее важных прогнозов и тенденций можно выделить следующие: Читатель и читательский спрос. Социологические исследования, про- водившиеся в последние годы в разных странах, позволяют выявить не- сколько интересных тенденций. По всей вероятности, будет снижаться интерес к бестселлерам и массовой литературе, в то же время спрос вооб- ще будет диверсифицироваться. Общий уровень образования населения будет, естественно, повышаться, общее число читателей увеличится, од- нако доля «сильных читателей», прочитывающих несколько десятков книг в год, будет снижаться, так как чтение все же уступает позиции главного вида досуга. Изменится и психология потребителя книги: «целеустрем-494 ленный читатель» уступит место читателю-«бабочке», «порхающему» с одной тематической группы на другую (подобно тому, как это делает теле- зритель, постоянно нажимая на кнопки переключения программ, ни на чем долго не задерживаясь). Издателям в этом случае придется довольно резко перестраиваться, приспосабливаться к новым, более разнообразным и фрагментарным вкусам публики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Некоторые тенденции развития издательского дела за рубежом» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»