В определенных условиях эф- фективен канал разносной и развоз- ной книжной торговли. Значительный объем литературы по ассортименту до 90-х годов рас- пространялся при помощи активистов Российского общества книголюбов. На предприятиях, в научных и учебных организациях, при культпросве- тучреждениях работали на общественных началах «народные магазины», пункты приема предварительных заказов на печатаемые книги, проводи- лись книжные базары. Сейчас эта работа существенно сократилась. Многие бывшие обще- ственники открыли собственные небольшие книжные магазины, начали торговать с уличных лотков. Между тем сегодня в книжной торговле нет каких-либо препятствий для функционирования канала разносной и раз- возной книжной торговли. Наоборот, открываются дополнительные воз- можности привлечь на коммерческих началах к распространению книг молодежь, пенсионеров, сельских жителей, работников коммунальных предприятий, гостиниц, центров отдыха, железнодорожного транспорта, владельцев небольших магазинов. Например, по имеющимся данным в пригородных электропоездах Мос- ковской области ежедневно торгуют бестселлерами, книгами «для дома, для семьи» не менее 100 книгонош, имеющих постоянные связи с книж- ными магазинами и реализующих ежемесячно не менее 150 тыс. книг. Во многих случаях при этом продается та литература, которая не вызывает интереса на полках книжных магазинов. Используется удобный психоло-468 гический момент (пассажиры, как правило, расположены к чтению), а так- же умелое рекламирование изданий. Использование коммивояжеров как в розничной, так и в оптовой тор- говле книгами — явление, весьма распространенное за рубежом. Многие издательства, оптовые фирмы и книжные магазины имеют при себе десят- ки и даже сотни подобных торговых агентов. Им предоставляются рек- ламные материалы, перечни книг прошлых выпусков, имеющихся в нали- чии, макеты обложек и редакционная информация о будущих книгах, сведения о ценах. Полученные заказы выполняются самими торговыми агентами или специальными службами. Резкое сокращение сети сельских книжных магазинов также побужда- ет подумать о целесообразности перехода здесь на развозной способ тор- говли книгами, периодическими изданиями, канцелярскими и другими сопутствующими товарами с приемкой заказов по телефону, с оставлени- ем образцов книг в сельских магазинах, библиотеках, отделениях связи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прямые продажи» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»