С начала 90-х годов в связи с рез- ким сокращением централизованной оптовой закупки книг для размещения их тиражей по регионам у большинства издательств возникла острая необходи- мость самим заняться подобной деятельностью. В этой обстановке стали раз- виваться собственные издательские торговые структуры. Из многообразия форм оптовой и розничной торговли издательств выделим наиболее характерные: Коммерческо-торговые отделы самих издательств, функционирую- щие без выделения на самостоятельный баланс. Подобные формы реали-466 зации книжной продукции присущи сейчас большинству государственных издательств, а также средним по размерам альтернативным издательским организациям («Молодая гвардия», «Самовар», «Голос», «Махаон»). Как правило, подобные отделы распространяют собственные реклам- ные материалы с перечнем предлагаемых к покупке изданий и указанием их цен, так называемые «прайс-листы», предоставляют надежным поку- пателям книжную продукцию на комиссию с отсрочкой оплаты по безна- личному расчету на 2—3 месяца. Мелкооптовая торговля через коммерческие отделы издательств связа- на со значительными затратами на хранение, погрузо-разгрузочные рабо- ты, экспедирование книжной продукции, предоставление покупателю то- варного кредита. Это побуждает издательства устанавливать значительные оптовые наценки, идти на изыскание различных форм реализации книг. В последнее время большое распространение получили собственные книжные магазины издательств, ведущие за наличный расчет как роз- ничную, так и мелкооптовую торговлю издаваемыми книгами. Обычно они функционируют на внутреннем хозрасчете и могут устанавливать рознич- ные цены несколько более высокие, чем оптовые цены издательств на свои книги. Поскольку ассортимент собственной печатной продукции часто ограничен 20—30 названиями, в лучшем случае 40—50, то многие подоб- ные магазины предпочитают присоединять к своему ассортименту книги других издательств. Опыт показывает, что намного выигрывают те издательства, которые ведут в своих магазинах прием предварительных заказов, подписку на многотомные или уникальные однотомные издания, имеют отделы «Кни- га—почтой», практикуют оставление резерва изданий прошлых лет для выполнения наиболее ответственных заявок библиотек, специалистов и литературоведов. Рациональным является и организация выездной книж- ной торговли, обслуживание различных общественных мероприятий — конференций, торжественных собраний, массовых праздников, участие в традиционных книжных базарах. Одной из наиболее перспективных форм розничной торговли изда- тельств, перенесенной из зарубежного опыта и активно внедряющейся в нашу практику, являются книжные клубы. Их характерной особенностью является розничная продажа постоянным покупателям самими издатель- ствами или через почтовых партнеров книг, включенных в рассылаемые каталоги. При этом лицам, постоянно покупающим книги из предлагаемо- го ассортимента, предоставляется определенная торговая скидка или вру- чаются в качестве премии издания-сувениры. Этой методики, например, придерживается крупнейшее российское издательство «Терра», распространяющее по системе книжных клубов значительную часть своих изданий. «Терра» выпускает в год 5 каталогов, которые рассылаются бесплатно членам клуба, организовала еженедель- ные субботние телевизионные передачи «Книжная лавка» для рекламы и467 конкретного предложения покупки новых книг. Издательство гарантирует полное выполнение полученных заказов и в необходимых случаях практи- кует допечатку тиража. Членам книжного клуба «Терры» предоставляется возможность заказать любые из выпускаемых ею книг, в том числе собра- ния сочинений и книжные сериалы. Среди пока еще слабо практикуемых форм распространения издательства- ми книжной продукции можно указать, применяя зарубежную терминологию, на метод «специальных продаж». При этом способе коммерческий отдел или магазин издательства поручает своим сотрудникам, выполняющим роль тор- говых агентов, производить поиск потенциальных партнеров-покупателей, например, производственных фирм, банков, общественных организаций для продажи партий книг со специальным назначением в виде подарков, прило- жений к дорогим покупкам, служебных справочников и т.п. Исходя из отечественного и зарубежного опыта перечисленные формы оп- товой и розничной реализации издательствами своей продукции следует счи- тать перспективными, нуждающимися в поддержке. По мере нормализации книготоргового опта объем продаж по этому каналу, видимо, будет уменьшать- ся, но он не утратит своего значения как важной формы связи издательства с покупателями, анализа конъюнктуры книжного рынка и рекламы изданий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Издательские книготорговые структуры» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»