Движение готовой книжной продукции к потребителю начинается, как правило, с оптовой книжной торговли. Ее задача состоит в том, чтобы с наименьшими затратами и в максимально короткие сроки доставить вы- пущенные издания розничным торговым предприятиям. В рыночных ус- ловиях число оптовых предприятий резко возрастает. Зачастую они обра- зуют книготорговые цепи: оптовая структура при издательстве — центральная оптовая фирма — региональные оптовые предприятия. Оптовые предприятия изучают спрос и конъюнктуру книжного рынка, собирают заказы розничных предприятий и в соответствии с ними закупа- ют книжную продукцию у поставщиков, проводят рекламно-информаци- онные мероприятия, транспортно-экспедиционные работы. В соответствии с выполняемыми функциями они имеют оптовые базы и склады, а во мно- гих случаях — собственные транспортные средства. Можно утверждать, что без налаженного опта не будет эффективно работать книжный рынок Старая система оптовой книжной торговли в России, основанная на централизованном планировании, административ- ном размещении тиражей, экономически необоснованных ценах, ушла в прошлое. Это развязало руки предпринимателям, ликвидировало препят- ствия на пути развития хозяйственной инициативы, устранило необходи- мость распространять книги, не пользующиеся спросом. В настоящее время развивается новая структура оптовой книжной торговли, свободная от излишней централизации и внеэкономических ме- тодов распространения тиражей книг. Следует иметь в виду, что в стране традиционно сложился дисбаланс между расположением районов книгоиздания и книгопечатания, с одной стороны, и районов потребления книжной продукции, с другой. В Цент- ральном и Северо-Западном районах сосредоточено 70% производства книг, в то время как, например, на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири выпуска- ется всего лишь 13%. Вследствие этого схема оптовой продажи и достав- ки книг в регионы страны базируется сейчас приблизительно на 25—30 крупных центральных фирмах, находящихся в первую очередь в Москве и ее ближайшем окружении, и 200 региональных оптовых предприятиях, расположенных в областных городах. Воронеж, Ростов, Самара, Екатерин- бург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, ряд других крупных городов играют роль межрегиональных центров оптовой торговли. Попытки ряда издательств в 1992—1994 гг., когда особенно чувствова- лась разорванность книжного рынка, взять на себя полностью функции оптовой торговли быстро показали неэкономичность такого подхода. Из- держки обращения в этой сфере торговли сразу подскочили до 30—40% розничной цены на книги, в то время как в 80-х годах расходы на оптовую торговлю вместе с экспедированием продукции до сети книжных магази- нов составляли не более 8% стоимости книги.460 Наш и зарубежный опыт показывают эффективность системы опта, которая состоит из торгово-экспедиционных фирм, обслуживающих от 3— 4 до 20—30 профильных издательств. Такими являются, например, «Гар- дарика», распространяющая деловую и юридическую литературу, «Клуб 36,6» — беллетристику, «РиС» — книги по радиотехнике и компьютерам, «Академкнига» — научную литературу, Ассоциация медицинских изда- тельств — медицинскую. Число подобных оптовых структур, находящихся под опекой крупных издательств, видимо, будет расти. В то же время к ним все больше будут присоединяться небольшие издательства, которым выгодно пользоваться более дешевыми услугами больших фирм в рекламе, сборе заказов, фи- нансовых расчетах, экспедировании. Продолжает восстанавливаться система оптовых книготорговых фирм, основанная на использовании базы бывшего центрального опта. Эти фир- мы, расположенные при центрах книгопечатания, комплектуют сборные партии книг разных издательств и отправляют их по мере накопления же- лезнодорожными контейнерами или автофургонами на региональные оп- товые базы или непосредственно в книжные магазины, библиотечные кол- лекторы. Как правило, эти оптовые (центральные) базы кроме приема на хранение, комплектования партий и их отгрузки ведут закупки части книж- ной продукции и собственную оптовую торговлю ею. К сфере таких баз оптовой торговли относятся, в частности, следующие предприятия: Центральная книжная база — Акционерное общество «Центркнига», г. Москва. Смоленская оптовая книжная база. Тверская оптовая книжная база. Саратовская оптовая книжная база. Оптовая база «Ленкнига», г. Санкт-Петербург. Оптовая база Мособлкниги, г. Балашиха Московской области. Ассоциация «Русская книга», г. Москва. Акционерное общество «Международная книга», г. Москва. Любому издательству, региональному оптовику, книжному магазину теперь предоставляется полная возможность самому выбирать, с кем из оптовиков иметь коммерческие связи, у кого заказывать оптовые партии книг. Важно одно, чтобы такие связи были постоянными, взаимовыгодны- ми. Следует обратить внимание на новое явление в нашей оптовой торгов- ле — все расширяющуюся сеть дилеров и дистрибьютеров оптовых пред- приятий. Дилер (dealer) и дистрибьютор (distributor) — термины, происходящие от двух английских слов-синонимов deal, distribute — рас- пределять, раздавать. Дилерами у нас чаще называют физических лиц, а дистрибьюторами — фирмы. И те и другие являются посредниками меж- ду издательствами, розничными и оптовыми фирмами, которые действу- ют от своего имени и за свой счет.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оптовая книжная торговля» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»