Прежде чем начинать перегово- ры с авторами следует выяснить, охраняется ли произведение автор- ским правом в России, т.е. в той стране, где его предполагается издать. Ведь если произведение авторским правом не охраняется, то авторский договор можно не заключать. Можно напомнить, что в России авторским правом охраняются про- изведения, если их автор жив или умер после 1968 г., если притом эти произведения: 1) ранее не публиковались; 2) ранее были впервые опубликованы в России или в СССР; 3) ранее были впервые опубликованы за пределами России или СССР, но их автор — гражданин России (СССР) либо гражданин страны, кото- рая во время опубликования произведения была связана международным договором по авторским правам с Россией (СССР), либо произведение было впервые опубликовано в стране, которая во время такого опублико- вания была связана с Россией (СССР) международным договором по ав- торским правам; 4) ранее было впервые опубликовано в Армении, Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии, Чехии, Швеции. Вообще произведения иностранных авторов (кроме авторов стран, перечисленных в п. 4 выше), впервые опубликованные до 27 мая 1973 г., как правило, являются на территории России неохраняемыми. Когда произведение создано двумя или несколькими соавторами, то оно считается охраняемым, если хотя бы один из соавторов пользуется авторско-правовой охраной. Неохраняемые произведения могут издаваться без заключения догово- ров, однако должно указываться имя автора, а само произведение не должно искажаться таким образом, который затрагивает честь и достоинство автора. Розыск автора. В тех случаях, когда местонахождение автора неизвест- но, издательство, желающее издать его произведение, должно разыскивать его. Для этого следует разослать письма (с уведомлением о вручении) по последнему известному адресу автора, а также в издательства, которые ранее издавали произведения этого автора. Можно также обратиться в Союз пи- сателей, если, как можно полагать, автор состоял в этом Союзе. В качестве последней меры розыска автора можно прибегнуть к по- мещению объявления в газете «Книжное обозрение» или в ином изда- нии, например в местной газете. Все полученные ответы на запросы о розыске автора следует тща- тельно хранить. Публикация произведения автора, который разыскивался издатель- ством, но не был разыскан, возможна. В том случае если автор впослед- ствии объявился, дело должно ограничиться выплатой ему обычного ав- торского вознаграждения. Однако издательство должно будет доказать,126 что оно принимало разумные меры к розыску автора, т.е. доказать отсут- ствие своей вины в издании произведения без заключения договора. Когда автор найден, то прежде всего следует выяснить у него, кому в настоящее время принадлежат исключительные авторские права на изда- ние произведения. Это выяснение надо проводить, даже если произведе- ние ранее не публиковалось. В любом случае автор должен сообщить о всех договорах, которые он ранее заключал на данное произведение, разумеется, если эти договоры еще действуют. Нелишне будет ознакомиться с текстами этих предшествующих дого- воров. Если выяснится, что автор никому не передавал авторских прав, либо хотя и передавал ранее авторские права, но предшествующие договоры утратили силу, то исключительные авторские права принадлежат автору. Далее, если автор передал другой организации авторские права на издание произведения, но переданные права не являются исключитель- ными, то переговоры следует вести с автором, поскольку именно он счи- тается обладателем исключительных прав. Наконец, может выясниться, что имеется действующий договор, по которому автор передал исключительные права другой организации. С кем тогда следует вести переговоры об издании произведения? Ответ на этот вопрос таков. Если в договоре указано, что организация, получившая исключитель- ные права, может их передавать третьим лицам, то разрешение на изда- ние произведения может выдать эта организация, а не автор. Но если в договоре о передаче исключительных прав не указано, что организация может передавать полученные права третьим лицам, то раз- решение на дальнейшее использование будет действительным, если оно дано и автором, и этой организацией. Если автор имеет литературного агента, то переговоры о заключении договора можно вести либо с этим агентом, либо с самим автором, по- скольку автор также вправе подписать договор. Переговоры с наследниками следует вести, если у них есть свидетель- ства о праве наследования (в которых прямо указаны авторские права и доли этих прав), а с правопреемниками авторов — если есть документы, подтверждающие наличие у них авторских прав. При соавторстве переговоры следует вести со всеми соавторами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Переговоры с авторами» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»