Интеллектуальная собственность — основа издательского бизнеса
Еще сложнее уговорить засесть за книгу человека, известного стране, но никогда не занимавшегося писательским ремеслом. Риск здесь доволь- но велик — рукопись может получиться малоинтересной, в то время как аванс потребуется значительный. Чтобы обезопасить себя от подобных неприятностей, необходимо тщательно составлять авторский договор, отражающий формальную сто- рону отношений автора и издателя. Грамотно подготовленный договор позволит сохранить за издателем право публикации произведения (как говорилось выше, обеспечить на него монополию), если оно вдруг попа- дет в списки высокорейтинговых сочинений. С этой точки зрения важна не только сумма авторского аванса и вели- чина роялти, но и на какой срок приобретаются права, являются они ис- ключительными или нет, на какую территорию распространяются, на каких языках произведение может быть переиздано, каким тиражом, в каких случаях издатель правомочен представлять интересы автора по- данному произведению и т.д. Чем большего издатель требует, тем более дорогим для него стано- вится произведение. Поэтому, прежде чем стремиться к монополизму, следует все хорошенько взвесить и в первую очередь возможность пос- ледующих допечаток. И вновь мы возвращаемся к проблеме опыта и инту- иции — основе современного издательского дела. В то же время ясно: чем «раскрученнее» (апробированнее) проект, тем меньше потребность в интуиции, чтобы судить о степени его доходности на рынке.Законодательство об авторском праве предусматривает и случаи, ког- да права на публикацию произведения изначально находятся в собствен- ности издателя: «Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодичес- ких и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и дру- гих периодических изданий принадлежат исключительные права на исполь- зование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания» (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Разд. П. Ст. 11, п. 2). Объем интеллектуальной собственности, которым владеет издатель- ство, образует одну из составляющих его рыночной стоимости. В России еще не сложилась практика купли-продажи издательских предприятий. И дело здесь не только в отсутствии у большинства из них значительных материальных активов (магазинов, складов, офисов и т.п.) и запасов товарной продукции. Первые могут так и не появиться (исклю- чая, естественно, оборотные средства, без которых издательство вообще не жизнеспособно), а вторые — дело наживное. Очень важно, какими исключительными авторскими правами распоряжается фирма и какова степень их ликвидности на рынке, т.е. за какую сумму они могут быть переуступлены или сколько раз использованы, какой доход от их эксплу- атации будет при этом получен? Ну а как же квалификация издательского коллектива? Безусловно, это немаловажное обстоятельство. Но чаще заинтересованная сторона пере- манивает приглянувшегося ей работника, предлагая более предпочтитель- ные условия труда. Времена издательств-однодневок уходят в прошлое. Будущее отече- ственного книжного рынка за фирмами, уже сейчас приступившими к осуществлению силами российских авторов сложных перспективных проектов в надежде получать от них многие годы в условиях жесткой конкуренции стабильную прибыль.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Интеллектуальная собственность — основа издательского бизнеса» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»