ГОСТ 7.4—95 называет лишь две части обложки или переплета, где требуется размещать выходные сведения. Это их корешок при тол- щине блока более 9 мм и низ задней сторонки (для штрих-кодов). Вспомним слова выдающегося художника книги Яна Чихольда: «От- сутствие титула на корешке — непростительно. Можно ли быстро найти76 такую брошюру на полке?» Чихольд посвятил этому специальную статью «У книг и журналов должны быть титулы на корешках» (Чихольд Я. Об- лик книги. М., 1980. С. 216 – 218) и так поясняет утверждение в заглавии: «Любой книготорговец знает, как трудно работать с множеством книг, бро- шюр и журналов, если на корешках у них нет титулов. То же скажет и владелец достаточно большой личной библиотеки» (с. 217). Предоставляя издателю свободу выбора выходных сведений на осталь- ных деталях внешнего оформления, стандарт исходит из того, что источ- ником выходных сведений они не служат. Решать должны торговые, рек- ламные и художественные интересы самого издателя. Обложка. Обязательны на обложке по стандарту выходные сведе- ния, когда титульный лист или совмещенный титульный лист в изда- нии отсутствует. В таких случаях (чаще всего в брошюрах малого объе- ма) на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — те выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульно- го листа. При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных стандарт разрешает заверсты- вать их на лицо или оборот задней сторонки обложки. Кроме того, стандарт отводит заднюю сторонку обложки (4-ю страни- цу) для штрих-кодов: их место внизу ее слева или справа. Вариантов для того, чтобы решить, какие элементы выходных сведе- ний вынести на переднюю сторонку обложки, когда в книге есть титуль- ный лист, множество. Так, на ней вообще нет смысла размещать какие-либо выходные сведе- ния, если к обложке приклеена по корешку суперобложка, поскольку прак- тически эта часть обложки недоступна взору читателя, пока не отвернута суперобложка. Почти всегда целесообразно печатать здесь имя автора и заглавие книги. В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть резон вы- нести сюда заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства (имени издателя) в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, т.е. если они сами по себе способны привлечь внимание поку- пателя. Хотя последовательность элементов выходных сведений на обложке стандартом тоже не установлена, лучше придерживаться того же порядка, что и на титульном листе. Это избавит читателя от превратного представ- ления о книге, которое может возникнуть, когда художник в погоне за ори- гинальностью художественного решения разместит, например, имя автора под заглавием или заглавие серии между именем автора и заглавием или даже под последним.Что касается корешка, то на нем, как правило, размещают имя автора и заглавие либо, если не хватает места, только заглавие, а в многотомных изданиях еще и номер тома. Одного имени автора на корешке мало, так как у одного автора мо- жет быть много книг, и тогда читателю придется угадывать, какая кни- га перед ним, еще и по цвету корешка и характеру его оформления. Толь- ко заглавие без имени автора не подходит для книг с типовым заглавием («Физика», «Химия» и т.п.). Наоборот, если заглавие достаточно инди- видуально, чтобы распознать книгу на корешке без имени автора, мож- но обойтись только им. В других же случаях лучше привести его в со- кращенной форме, но рядом с именем автора, чем в полной форме без имени. В рекламных целях нередко на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие и афористичные цитаты из текста. Переплет. Для переплета действительны все те положения, что и для обложки (см. выше). Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок. Кроме того, на тканевом переплете возможность печати мелких текстов ограничена. Суперобложка. На ней печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко ис- пользуют обычно для рекламно-информационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обложка, переплет, суперобложка» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»