Специалисты не берутся точно сказать, какое издательство лучше: с большим числом (каким?) работников и развитой их специализацией или с малым. Однако конкуренция государственных и коммерческих изда- тельств при выпуске одних и тех же видов литературы показывает, что более приспособлены к рыночным условиям небольшие структуры. Они более подвижны и легче переносят сезонные изменения по реализации книг, от которых зависит благополучие издательства. В качестве примерного ориентира-подсказки, говорящего о том, сколько разных специалистов можно брать в штат издательства, чтобы «не прогореть» даже при хорошей (ходовой) тематике, можно взять ориентиры, отработан- ные в жестких условиях западного рынка. Примерный расклад там таков: книг издательство должно выпускать больше в 3—10 раз, чем количество всех спе- циалистов, работающих в его штате. Это на деле означает, что значительная часть работ по редактированию и художественному оформлению должна про- водиться внештатно, по договорам. Практика работы лучших российских из- дательств подтверждает, а не опровергает это правило. Вместе с тем количество работников в издательстве зависит от конк- ретной программы и характера выпускаемых изданий, от квалификации сотрудников, от объема портфеля, от сложности набора, от организации системы маркетинга и многого другого. Непременным требованием ры- ночной структуры издательства и специализации его сотрудников являет- ся универсализм, который включает гибкость структуры, т.е. возможность ее безболезненного изменения, и сочетание у специалиста в одном лице знаний всех или нескольких сторон издательского процесса. А теперь о том минимуме специалистов, без которых рассчитывать на успех очень сложно. Многовековой опыт работы издательств в любой систе- ме отношений показывает, что при всех обстоятельствах издательству не- обходимы следующие ключевые специалисты: специалист по маркетингу; по производству (полиграфист и электронщик); по ресурсам (бумаге и пе- реплетным материалам); художник (дизайнер, оформитель) и, конечно, редактор, технический редактор и корректор.28 Перечисленные специалисты могут быть штатными или выполнять свои функции по договору с издательством. Нет рекомендуемых сочетаний, все зависит от типа издательства и его задач, от возможностей специалистов, которые работают в штате, и их универсальности. Но проглядывается та- кая тенденция — чем сложнее выпускаемые издания, тем более необхо- дим в издательстве редактор-универсал, художник-профессионал и класс- ный производственник. Особенно следует отметить резко возросшую роль редактора в работе издательства, от него теперь зависит очень многое. Помимо традиционных обязанностей по «доводке» книги в печать, он теперь должен владеть осно- вами маркетинга, разбираться в экономике и хорошо чувствовать тематику. При всех условиях говорить об успехе дела можно лишь тогда, когда роли и обязательства специалистов в издательстве точно определены и им предоставлена полная свобода в выполнении текущих задач. За руководи- телем остается периодически проверять ход выполнения работ, особенно если речь идет о наиболее капиталоемких проектах. Как и в любом деле, в творческом процессе, каким в немалой степени является издательское дело, необходим коллектив единомышленников, по- этому подбор кадров на ключевые роли — дело, как говорится, штучное. И еще одно. Раньше фигура первого руководителя была часто отягоще- на представительскими функциями. Нередко они начинали довлеть, и вся организация дела как бы спускалась на второй уровень, где правили бал функционеры. Без особых проблем система позволяла держаться на плаву таким структурам. В рынке в условиях конкуренции побеждает лишь тот, кто умеет выявлять и генерировать новые идеи, с риском или без оного быстро запуская их в дело. Да, хозяин — барин положения, но он — и его творец.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как организовать работу издательства» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»