Исходным для решения проблемы повышения качества продукции является определение ее степени пригодности по назначению при помощи системы показателей. Под показателем качества понимается количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Свойство продукции, т. е. ее объективная особенность, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении, определяется количественными или качественными характеристиками-признаками. К качественным характеристикам-признакам относятся такие, которые не поддаются количественному измерению. Они определяются органолептически, т. е. при помощи органов чувств (художественное оформление изданий, полиграфическое исполнение продукции — обоснованность выбора формата, гармоничность сочетания элементов издания, гарнитура шрифта и др.). К количественным характеристикам-признакам относятся такие, которые определяют параметры продукции (формат полосы, формат издания, размеры книжного блока и др.). Действующими стандартами определена следующая система показателей для определения качества продукции: единичные, комплексные, обобщающие и интегральные. Единичные показатели качества продукции характеризуют одно ее свойство, а комплексные — несколько свойств продукции. К единичным и комплексным показателям относится следующая группа показателей: удобства пользования, технико-эксплуатационные, эстетико-потребительские, надежности, долговечности, технологичности, стандартизации, органолептические, экономические, патентно-правовые. Количественно единичные или комплексные показатели выражаются 'при помощи оценок (баллов). Сумма совокупности единичных или комплексных показателей образует общий комплексный показатель качества продукции. Для дальнейшего повышения качества продукции необходимо определить достигнутый уровень качества продукции. Под уровнем качества продукции понимается относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей, т. е. показателей, взятых за исходные (образцы-эталоны печатной продукции; показатели, достигнутые в предыдущем периоде; показатели, заданные в требованиях на продукцию, содержащиеся в государственной системе стандартизации, и др.). Общую комплексную оценку уровня качества изделия Ок.о определяют как произведение суммы относительных показателей качества Пк.о с учетом коэффициента весомости Кв
(16.1) (16.2) где Фо.к — фактическая оценка качества изделия; бо.к — базовая оценка качества изделия; т — число показателей качества изделия. Коэффициент весомости Кв — это количественная характеристика значимости данного показателя среди других показателей. Обобщающий показатель качества продукции — это комплексный показатель качества, относящийся к такой совокупности ее свойств, по которой принято решение оценивать качество продукции. Для определения качества продукции важно правильно выбрать метод оценки качества продукции. Практика управления качеством продукции выработала следующую систему методов определения качества продукции: измерительные, расчетные, регистрационные, органолептические, социологические, экспертные. При этом показатели качества продукции выражаются определенными физическими величинами, коэффициентами, процентами или условной системой баллов. Уровень качества продукции полиграфической промышленности оценивают на основе разработанных методик и инструкций. В каждой из этих методик (инструкций) указаны определенные оценки уровня качества продукции. Например, при оценке качества книжно-журнальной продукции в соответствии с существующей методикой выявленные (выборочно) в издании дефекты оценивают баллами. По значению среднего балла выборки все издания оценивают показателями-коэффициентами: отлично — 5, хорошо— 4, удовлетворительно — 3, с исправимыми дефектами — 2. При этом обобщенный комплексный показатель качества продукции оценивают средневзвешенным арифметическим оценочным коэффициентом Коц качества продукции
где у1 У2, уз, У4 — соответственно доли продукции, выпущенные с оценочными показателями— коэффициентами 5, 4, 3 и 2 в общем объеме книжно-журнальной продукции, экз. (или р., к.). Обобщающим показателем качества продукции, подразделяющейся на сорта (градация продукции по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией), является коэффициент сортности Кс определяемый по формуле
(16.4) где с — число сортов продукции; Ці — оптовая цена единицы продукции с-го сорта; Пс — объем выпуска продукции с-го сорта; Цmах — оптовая цена единицы продукции наивысшего сорта. Относительным показателем качества разнородной продукции является индекс качества продукции Iк, который устанавливают по формуле
(16.5) где Ок — обобщенный показатель качества продукции; Ок.б — обобщенный базовый показатель качества продукции. Весь объем выпуска всех видов продукции выражают общим комплексным показателем уровня качества продукции—средневзвешенным индексом качества Iк.cр
(16.6) где п — число видов продукции; Дi— доля i-го вида продукции в общем объеме выпущенной продукции, р., к. Интегральный показатель качества продукции — это комплексный показатель ее качества, отражающий соотношение суммарного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию (или потребление).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ» з дисципліни «Економіка поліграфічної промисловості»