Развитие полиграфической промышленности, углубление специализации производства требует постоянного совершенствования производственных связей между предприятиями, совместно занятыми изготовлением продукции, т. е. кооперирования. В соответствии с существующими формами специализации в полиграфии различают два вида кооперирования: — подетальное, при котором предприятие, комплектуюшее готовую продукцию, получает от других предприятий части (детали) изданий: вклейки, вкладки, географические карты и др.; — технологическое (стадийное), при котором одно предприятие по заказам издательств или редакций выполняет для другого предприятия комплекс технологических операций (производственную стадию), принимающих форму полуфабрикатов: матрицы, клише, диапозитивы, штампы и другие полуфабрикаты. В зависимости от размещения полиграфических предприятий различают такие виды кооперирования: — межреспубликанское (межрайонное) — производственные связи устанавливаются между предприятиями, находящимися в разных республиках (экономических районах). Этот вид кооперирования нашел наибольшее распространение в газетном производстве: производственные связи московских центральных газетных типографий с республиканскими и областными типографиями в порядке децентрализованного печатания центральных газет «Правда», «Известия», «Сельская жизнь» и др.; — внутриреспубликанское (внутрирайонное) — производственные связи создаются между полиграфическими предприятиями, находящимися в пределах одной республики (экономического района). Например, печатание многотиражных книг несколькими заводами (набор и печатно-отделочные работы части тиража на одном предприятии и печатание с матриц и отделочные работы других частей тиража на других предприятиях), печатание цветных вклеек и др.; — внутригородское кооперирование — производственные связи между предприятиями, находящимися в пределах одного города. При данном виде кооперирования в полиграфии широко используются обе формы производственных связей (подетальное и стадийное). Уровень кооперирования полиграфических предприятий характеризует система показателей: а) доля предприятий, кооперирующихся между собой, Дп.к в общем числе предприятий отрасли
(9.8) где Кп.к — число предприятий, кооперирующихся между собой; Кп -общее число полиграфических предприятий; б) число полиграфических предприятий, имеющих производственные связи с данным предприятием; в) доля полуфабрикатов, поступающих в порядке кооперирования, в общем объеме продукции предприятия или отрасли (Дк.пф1), которая определяется по формуле
(9.9) где ПФ1—стоимость полуфабрикатов, поступающих в порядке кооперирования; Тп —общий объем товарной продукции; г) доля полуфабрикатов, изготовляемых одним полиграфическим предприятием для других предприятий (Дк.пф2):
(9.10) где ПФ2 — стоимость полуфабрикатов, изготовляемых данным предприятием для других предприятий. Так как в полиграфии широко используются производственные связи по изготовлению печатных форм, для характеристики уровня кооперирования можно использовать отдельный показатель — отношение стоимости печатных форм к общему объему товарной продукции. Технологическое кооперирование получило наибольшее развитие в процессе децентрализованного выпуска центральных газет. В настоящее время в стране около 50 пунктов децентрализованного печатания центральных газет. При этом печатные формы получают в отдаленных городах с негативов, передаваемых по каналам связи центральными типографиями. В дальнейшем эта форма производственных связей будет развиваться в процессе издания республиканских и районных газет. В перспективе в стране предусматривается создание и внедрение системы децентрализованного печатания многотиражных массовых журналов. Технологическое кооперирование широко развито также в книжном производстве. Печатание книг в ряде типографий ведется с форм, полученных с матриц, изготовленных на других предприятиях. Разновидность технологического кооперирования — печатание высокотиражных изданий «заводами»: набор, печатание и брошюровочно-переплетные работы одной части тиража выполняют на одном предприятии, а печатание и брошюровочно-переплетные работы других частей тиража — на других. К подетальному кооперированию в полиграфической промышленности прибегают прежде всего в производстве сложных по исполнению книг с цветными вклейками, вкладками, суперобложками и др. Развитие рациональных производственных связей между полиграфическими предприятиями способствует сокращению длительности производственного цикла изготовления продукции и ускорению доставки ее к читателю, улучшению использования производственных мощностей и на этой основе повышению технико-экономических показателей деятельности отрасли. Выбору рациональных производственных связей между полиграфическими предприятиями предшествует расчет экономической эффективности. С этой целью определяют экономию Э от снижения себестоимости продукции, сопоставляя затраты при изготовлении ее на месте и при получении продукции в порядке кооперированной поставки
(9.11) где с — себестоимость единицы продукции, изготовляемой на месте; Ц — оптовая цена за единицу продукции, посту-паемой в порядке кооперированной поставки от специализированного предприятия; РтР—транспортные расходы на единицу продукции; А — число единиц продукции, поступаемой в порядке кооперированной поставки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА» з дисципліни «Економіка поліграфічної промисловості»