Здесь располагаются два заповедных объекта общегосударственного статуса — заказники: Арабатский (ботанический заказник; создан в 1974 г. на территории Ленинского района у с. Каменка; площадь 600 га), охраняется участок целинной полынно-типчаково-ковыльной степи у основания Арабатской стрелки, на востоке равнинной части Крыма. Каркинитский (орнитологический заказник; создан в 1978 г. в акватории, прилегающей к Раздольненскому и Красноперекопскому районам; площадь 27 646 га), охраняется биоразнообразие морской флоры и фауны, местообитание многих водоплавающих птиц в акватории Каркинитского залива Черного моря; подчинен Крымскому природному заповеднику. В перспективе на Крымском полуострове намечено организовать дополнительно более 60 заповедных территорий, а главное — создать в горно-лесном Крыму большой Национальный природный парк «Таврида», который позволит кардинально разрешить проблему века: сочетание «жесткой», надежной охраны уникальной природы с «мягкой» цивилизованной рекреацией. Каким же видится будущий НПП «Таврида». Специфика Горного Крыма такова, что здесь постоянно сталкиваются коренные интересы сохранения природных богатств и их рекреационного использования. Опыт развития заповедного дела показывает, что только в условиях эффективного решения двуединой задачи — «жесткой» охраны природы и одновременно «мягкого» рекреационного использования природы Крыма — возможно его дальнейшее устойчивое развитие. Для сбалансированного развития охраны природы и рекреации здесь крайне необходимо дальнейшее укрепление и усовершенствование региональной системы особо охраняемых территорий. Однако развитие заповедной сети в Крыму, в особенности на Главной гряде, должно сопровождаться не столько количественным ростом, сколько качественными изменениями. В фокусе заповедного дела здесь должно стать создание крупного (250 000 га) Национального природного парка «Таврида», а также Большой эколого-
ЭКОЛОГИЯ KPblMfl
Экологичаское состояние региона
этнографической тропы Крыма (500 км) по его периферии [Ена и др., 1989; 2000]. Парк «Таврида» мог бы охватить практически всю рекреационно не освоенную территорию гарно-лесного Крыма от мыса Айя на юго-западе (район Севастополя) до массива Карадаг на северо-востоке (район Феодосии), и прежде всего ландшафты Главной гряды. Это обеспечит не только поддержание в горно-лесном Крыму экологического равновесия и необходимого пространства для микроэволюционных, сукцессионных и флюктуационных процессов, сохранение уникального биологического и ландшафтного разнообразия, но и позволит оптимально организовать курортно-рекреационное природопользование в условиях рыночной экономики. Полицентрическая модель НПП предполагает, что на основании эколого-географического зонирования в парке «Таврида» выделяются: 1) зона абсолютной заповедности, которая займет около 70 % всей площади НПП; 2) зона организованной рекреации (транссекты экологических и этнографических туристских троп, обзорные площадки, места регулируемого отдыха), которая займет около 20 % площади НПП; 3) хозяйственная зона (существующие населенные пункты с находящимися и планируемыми в них туристскими кемпингами и стоянками автомашин, существующие транспортные магистрали и сельхозугодья) займет около 10 % площади НПП. Как видим, сеть здешних заповедных объектов, в том числе Крымский природный заповедник, войдет в границы парка как абсолютно заповедная зона, которая станет центром биосферного мониторинга. Перспектива создания Национального природного парка «Таврида» подтверждена Программой развития ООН (проект «ЕкомережЬк Розбудова екомереж1 УкраТни, 1999) и Программой развития инновационной деятельности в Автономной Республике Крым на 2001—2002 гг. (Постановление Верховной Рады АРК от 15 ноября 2000 г. №1528—2/2000), а также Общегосударственной программой формирования национальной экологической сети Украины на 2000—2015 гг. (утверждена Законом Украины от 21 сентября 2000 г. №1989—111). Система управления заповедными территориями Крыма не соответствует современным требованиям. Границы вынесены в натуру лишь у 6 объектов (из которых 4 — заповедники). Научное описание с оценкой современного состояния выполнено лишь для 40—45 % заповедных объектов. Не все объекты имеют полный комплект кадастровой документации и т. д. По данным «Республиканского доклада о состоянии окружающей природной среды Крыма за 1996 г.», охранные обязательства отсутствовали у 25 заповедных объектов, а имеющиеся в большинстве своем были составлены в середине 80-х гг. и не отражают современную ситуацию. У 40 %
заповедных объектов отсутствуют картографические материалы, а имеющиеся не отвечают нынешней ситуации и не оформлены в соответствии с требованиями. Целостная научная программа изучения заповедных территорий региона отсутствует. В управлении территориями объектов прирсдно-заповедного фонда слабо используются эколого-экономические механизмы. При создании единой природоохранной сети необходимо учитывать и использовать в практике планирования органов регионального управления подходы, направленные на активизацию экономических механизмов природопользования. Одним из таких подходов является рассмотрение природно-заповедных объектов как аналогов производственных систем, важной функцией которых являются средостабилизирующие и средоохранные воздействия. Рассматривая проблему выделения особо охраняемых природных территорий в историческом плане, мы видим эволюцию представлений о них и закрепляемых за ними функций. Первоначально речь шла о системе святых мест. Впоследствии, то есть с XIX в., стали создаваться национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы и др. Эта система была направлена в основном на сохранение особо ценных территорий и объектов. В конце XX в. перешли к системе экологических каркасов и сетей и к еще более полифункциональным системам. В этом случае главный смысл заключается в переходе к коэволюционной системе «общество—природа». В этой ситуации СИ. Забелин вносит коррективы в привычную логику заповедания (взятия под охрану наименее измененных природных территорий) и предлагает приступить к изъятию из перспективного хозяйственного использования наименее ценных с сегодняшней экономической точки зрения территорий, таких, как вырубки и гари, овраги и сельскохозяйственные неудобья, вплоть до чрезмерно загрязненных теми или иными антропогенными веществами (например, радионуклидами или пестицидами) земель. Все подобные территории являются местами процветания множества диких живых существ; некоторые из них нигде больше, кроме как на таких нарушенных землях, и обитать-то не могут. Такие территории, предоставленные сами себе, будут воспроизводить настоящие природные сообщества в присущем природе темпе (как бы нам ни хотелось его ускорить).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Равнинный Крым» з дисципліни «Екологія Криму»