Взрывоопасно возрастающее народонаселение Земли быстро переполняет и разрушает природные экосистемы, основу биологического разнообразия и сохранения устойчивого, самовозобновляемого существования биосферы. Связь человечества с окружающей средой определяется не одной только численностью народонаселения, но стилем жизни. При высоком стиле жизни потребляется множество материальных благ, что требует использования ресурсов для их изготовления и дополнительных источников энергии. Как потребление ресурсов, так и загрязнение чреваты тяжёлыми экологическими последствиями. Негативное влияние нашего стиля жизни на окружающую среду может быть либо значительно ослаблено, либо усугублено в зависимости от уровня экологического сознания общества. Наличие развитого экологического сознания подразумевает, например, что вредные последствия высокообеспеченного стиля жизни можно заметно снизить, подбирая менее вредные заменители ресурсов, охраняя природу, вторично используя отходы, контролируя загрязнение. При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к отсутствию вредного воздействия на природу. Пример — вырубка леса под посевы и ради заготовки дров. Связь между численностью населения, стилем жизни и экологическим сознанием можно описать следующей формулой:
Численность населения ( Стиль жизни Экологические последствия = Уровень экологического сознания
Эта формула показывает, что воздействие общества на окружающую среду прямо пропорционально численности человечества и уровня его жизни, но ослабляется с развитием экологического сознания. Поэтому важнейшее условие дальнейшего прогресса человечества — прекращение роста его численности и снижение отрицательного воздействия на природную среду. Только добившись собственного популяционного равновесия, можно и дальше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом. Развитие народонаселения мира III тысячелетия становится всё более сложным и многопроблемным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ» з дисципліни «Геоекологія»