Одним из лучших способов адаптации к широкому спектру мотиваций посетителей является разработка гибкого интерфейса Web-сайта. Множество сайтов предлагают различные версии интерфейса, с фреймами или без фреймов, и дают возможность посетителю выбрать одну из версий. Некоторые сайты предлагают выбрать только текстовую версию представления информации. Как отмечено в Trace Center (www.trace.wisc.edu), это может быть особенно важно для посетителей с пониженным зрением, которые используют для доступа к содержимому сайтов специальные клиентские программы, такие как IBM Home Page Reader (http://www-3.ibm.com/able/hpr2.html). Web-сайт W3C Web Accessibility Initiative (www.w3.org/WAI) содержит множество полезных ссылок на информацию, посвящённую этому вопросу. Если сайт использует графику, то он должен предоставлять посетителю возможность выбрать версию с небольшим размером изображений, чтобы, в случае подключения к Интернету при помощи линии связи с низкой пропускной способностью, страница загружалась за приемлемый временной промежуток. Если сайт использует потоковые видео- или аудио-клипы, то он должен предоставлять посетителю возможность специфицировать тип линии связи, чтобы потоковые видео- или аудио-средства могли автоматически адаптироваться к пропускной способности линии связи. Хороший дизайн Web-сайта позволяет посетителю делать выбор между такими атрибутами представления информации, как уровень детализации, форма агрегации, формат представления на экране и формат, в котором информация загружается на клиентский компьютер. Множество Web-сайтов систем электронной коммерции дают посетителю возможность управлять уровнем детализации представления информации путём представления информации о товарах в форме предметно-производственной специализации (product line). Для каждого типа товара на сайте выделена отдельная страница, на которой отдельный экземпляр товара данного типа представлен в виде изображения и краткого описания. Каждое изображение снабжено гиперссылкой на страницу, содержащую подробную спецификацию товара. Одним из наиболее дискуссионных направлений в проектировании Web-сайтов является использование анимационного программного обеспечения, такого как Macromedia Flash (www.macromedia.com/software/flash) или Adobe LiveMotion (www.adobe.com/products/livemotion), для создания Web-страниц. Такие страницы (или их бóльшая часть) не описываются средствами HTML и часто представляют собой большие файлы, требующие значительного времени для загрузки, особенно в тех случаях, когда посетитель не располагает широкополосной линией связи. Некоторые Web-дизайнеры любят средства анимации, поскольку они расширяют границы их творческой фантазии, но очень мало сайтов электронной коммерции используют средства графической анимации для презентации информации. Те студенты, которые хотят больше узнать о преимуществах и недостатков Flash-анимации и аналогичных средствах презентации информации могут посетить страницы Flash Usability Challenge (www.webword.com/flashusability.html). Хорошим решением проблемы анимации на сайтах электронной коммерции является возможность выбора посетителем версии сайта с Flash-анимацией или без неё. Однако некоторые специфические задачи, которые клиенты решают в процессе покупки, часто требуют использования Web-страниц с Flash-анимацией. Например, приложение Lee FitFinder (www.leefit.com/) представляет собой серию Web-страниц с Flash-анимацией, которые помогают клиентам компании Lee подобрать правильный размер и стиль джинсов. Одна из этих страниц приведена на рис. 5.6.
Web-сайты могут предлагать посетителям множество различных форматов для одного и того же документа. Например, страница, предлагающая финансовую информацию, может содержать ссылки на файл в формате HTML, файл в формате Adobe PDF и на файл в формате Excel spreadsheet. Каждый из этих файлов содержит одну и ту же финансовую информацию, представленную в различных форматах. Пользователь, в зависимости от того, как он предполагает в дальнейшем использовать эту информацию, загружает на свою машину файл в том или ином формате. Посетитель, которого интересует конкретный финансовый факт, может выбрать файл в формате HTML, чтобы просмотреть его при помощи Web-браузера. Пользователь, который хочет распечатать всю финансовую информацию, скорее всего, выберет файл в формате PDF. Пользователь, который намерен осуществить анализ финансовой информации путём выполнения некоторых дополнительных вычислений, выберет файл в формате Excel spreadsheet. Для того чтобы обеспечить доступность Web-сайта, разработчики должны следовать таким правилам. Предоставлять посетителю легко доступные данные о компании Позволять посетителю экспериментировать с сайтом различными способами и на различных уровнях Дать посетителя понятный двухсторонний (интерактивный) канал коммуникации с компанией. Привлекать внимание посетителя и побуждать его к повторным посещениям сайта. Предлагать легко доступную информацию о товарах и услугах и о том, как их использовать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обеспечение доступности Web-сайтов» з дисципліни «Електронна комерція: Предметна область і принципи проектування»