Сомалийцы (север Восточной Африки) используют перья страуса как личное украшение, чтобы выделить человека, который убил своего оппонента либо в открытом бою, либо предательским ударом. У относящегося к банту племени вагого (Восточная Африка, Танзания) «человек, который убил одного или более из своих врагов (в битве и т. д.), получает в награду козла, и победитель обводит правый глаз красным кругом, а левый глаз – черным; он также раскрашивает наконечник копья красным цветом, а середину копья – черным. Во время танца он держит копье в руке, чтобы оно было молчаливым свидетелем храбрости». Масаи, зулусы и родственные им племена украшают себя перьями, чтобы произвести на врага устрашающее впечатление. Военный наряд племен Ньясаленда (современный Малави. – Ред. ) также состоит из перьев и шкур. «Мужчины, известные своей храбростью, носят на груди амулеты в виде рога». Воины баганда раскрашивали одну половину лица и груди в красный цвет, а вторую – в черный цвет; нос же они красили в белый цвет. Главным отличием воина были специальные украшения. Мужчина, убивший в бою одного врага, носит на голове венок из трав. «Если воин убил в боях десять человек, то он преподносит в дар отцу корову и древко копья, вынутого из тела одного из поверженных врагов; отец убивает корову и устраивает в честь сына пир; во время пира сжигают древко, чтобы показать присутствующим, сколько врагов убил его сын». Такое признание военной доблести тешило самолюбие воина и вдохновляло его на новые подвиги. Племя ба-яка (ба-йака) позволяло мужчине, который убил врага, носить железный браслет. Баганда во время войны зачерняли лицо смесью жира и сажи и мелом, а белой смолой обводили круги вокруг глаз. Делалось это, чтобы «замаскировать себя от врагов», но это объяснение кажется маловероятным. У нага (Индия) «выдающиеся воины, убившие много врагов, носили на шлеме сбоку пучок из волос своих жертв, постепенно эти пучки волос образовывали ореол вокруг лица». Иногда они украшали щит кусками медвежьей шкуры, олицетворявшими головы людей, убитых в бою, что должно было наводить ужас на врагов. «Все личные украшения нага имеют оборонительное предназначение, как наши старые военные эполеты и другие знаки отличия, и должны отражать удар копья, в то время как длинные волосы, развевающиеся при каждом движении воина, отвлекают внимание врага, нацелившего копье ему в грудь». Военные украшения ангами имеют свою градацию: после того как мужчина стал воином и добыл свои первые головы, он получает право украсить свой килт (юбку) тремя рядами раковин каури, а выдающийся воин имеет право уже на четыре ряда таких украшений. В случае если воин проявляет необыкновенную храбрость, то он получает право носить на голове сменные перья птицы-носорога. У ренгмахов отличительной чертой является хвост, который из всех племен нага носят только они. Этот хвост сделан из дерева, украшен пучками волос и другими предметами, пристегнут к спине и закреплен на плечах. «Хвост используется в бою, чтобы обозначить вызов; они поворачиваются хвостом к врагу и, прыгая поочередно на одной ноге, заставляют хвост вызывающе болтаться. «Крутить хвостом» для нас означает прямо противоположное тому, что это означает для них». Кеньяхи на острове Борнео (Калимантан) делают военную одежду из шкуры тигра, но «такие накидки могут носить только те, кто вступил на тропу войны». У них также есть несколько тигровых шкур, которые могут трогать только выдающиеся воины, а обладать такой шкурой может только великий воин. Даяки обычно отправляются на бой в лучших одеждах и украшениях. Гомес однажды спросил одного из даяков, почему они так делают, ведь, на его взгляд, все эти шикарные вещи сковывают свободу движений. Ответ был таков: если они хорошо одеты, значит, воины не рабы, но свободные люди, занимающие в обществе определенное положение. Война в Новой Гвинее – хороший повод принарядиться. Перед битвой тело раскрашивают в желтый и красный цвета и прикрепляют к телу ракушки. В другие времена тело папуасов вообще ничем не прикрыто. Особое и примечательное украшение, которое есть у всех племен, – это kepore, состоящее из части черепахового панциря, украшенной зубами свиньи и разновидностью мимозы. Это украшение носят на груди, оно же является и заговоренным амулетом; во время боя его держат в зубах; это украшение должно наводить ужас на противника и помочь владельцу победить врага. Алфуры также украшают себя перед битвой, а число перьев у воина означает число убитых им врагов. Считается великой честью иметь эти знаки отличия, и, чтобы завоевать право носить их, мужчина готов на любые подвиги. У племен района мыса Худ воинам разрешено иметь двенадцать разновидностей таких украшений. Одно из таких украшений, pina, состоит из верхней части клюва птицы-носорога, и его носят на лбу; это знак особого отличия, видимо равный по своей ценности Кресту Виктории (высшая с 1856 г. боевая награда в Великобритании. – Ред. ). Его могут носить только воины, победившие врага в поединке. У племени мекео также были знаки воинского отличия – kefe и iofo, – которые разрешалось носить воинам, имеющим на своем счету убитых врагов. Поэтому такие знаки были предметом особой гордости воинов. Эти знаки отличия вручались воинам на особых церемониях, которые могли длиться несколько дней, и на эти церемонии приглашались дружественные кланы и племена. «Дух преемственности и гордость от обладания такими знаками доблести заставляли их обладателей стремиться передать их своим отпрыскам, и эта передача являлась также предметом особой церемонии». Обладающие этими знаками имеют право участвовать в двух церемониях. В первой церемонии воин рассказывал о своем подвиге, а если он получил этот знак по наследству, то повествовал о подвиге своего предка. Другая церемония представляла собой военный парад, который, как говорили, был очень впечатляющим. Обладателям почетных знаков все завидовали, и они занимали особое общественное положение. В Австралии и на островах Тихого океана основным украшением воинов было раскрашенное тело. Австралийцы перед битвой раскрашивали тело самым ужасным образом – в красный, черный и желтый цвета. Иногда они украшали себя перьями и листьями. Во-первых, ими двигало тщеславие, а во-вторых, они стремились своим видом напугать врага. Жители островов Фиджи перед битвой раскрашивали лица, а их любимые цвета – иссиня-черный и ярко-красный. Коренные жители Торресова пролива раскрашивали тело в красный цвет перед ритуальным танцем и непосредственно перед боем и сопровождали свои движения позвякиванием браслетов на руках и на ногах. Особым украшением у жителей острова Тимор являлся деревянный гребень, украшенный перьями. Воины с острова Ротума (к северу от Фиджи, сейчас в составе этого государства. – Ред. ) носят накидки, украшенные цветами, и деревянный или бамбуковый шлем, украшенный перьями. Тело натирают маслом ореха hifo. Жители островов Самоа идут в бой «в своих лучших одеждах и украшениях». Они рисуют краской определенные знаки на теле (по которым их можно узнать и которые служат определенным опознавательным знаком). «В один день таким опознавательным знаком будут щеки, разрисованные черной краской; в другой день-два – это два размашистых штриха на груди; в третий – белая ракушка, подвешенная за шею на белой нитке; и т. д.». Племена Нового Света раскрашивали и украшали себя перед боевыми действиями примерно так же, как мы уже описали. Например, тлинкиты, готовясь к войне, разрисовывали лицо и пудрили волосы блестящей красной краской. Затем они украшали головы белыми перьями орла, что являлось «знаком жесткой решительности». Коренные жители бухты Нутка (остров Ванкувер) считали, что красный цвет способен устрашить врага, а потому они раскрашивали тела именно в красный цвет. Индейцы бассейна реки Колумбия, напротив, идя на войну, покрывали все тело черным цветом. Они также надевали маски, вырезанные из дерева. Эти маски имели самый устрашающий вид, были раскрашены в яркие цвета; глаза и рот на этих масках двигались на веревочках – и все это оказывало устрашающее действие. У индейцев манданов (языковая группа сиу) накидки из шкур бизона были украшены рисунками, изображавшими сцены из реальных событий и сражений. Их прически, которые теперь называются «пилотками», были сделаны из пуха и перьев орла. Иногда вождю или выдающемуся воину разрешалось надевать на голову рога, что придавало ему странный и величественный вид. Некоторые восточные племена перед тем, как выйти на тропу войны, раскрашивали лица разными цветами. В Аризоне индейцы раскрашивали лица несколькими цветами. Изначально число полос, сделанных ярко-красной краской, символизировало число ран, полученных воином. Индейцы Юкатана (Мексика) больше всего любили черный цвет. Арауканы Чили разрисовывали лица так, чтобы навести ужас на своих врагов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УКРАШЕНИЕ ВОИНА» з дисципліни «Еволюція війн»