Предпосылки роста популярности национальной идеи в Италии и Германии были одинаковы. Италия понесла большие потери в первой мировой войне, вышла из нее с ослабленной и подорванной экономикой и, хотя принадлежала к лагерю победителей, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала. Соответственно, идея восстановления «справедливости», создания Великой Италии встречала в обществе позитивный отклик. Германия капитулировала в ноябре 1918 г., когда шансов на военную победу уже не оставалось. В стране, измученной войной, началась революция. Однако ей были навязаны тяжелые и унизительные условия мира, хотя ее армия еще сохраняла способность сопротивляться, территория не была оккупирована. Это породило миф, что своим поражением в первой мировой войне Германия была обязана предательству со стороны внутренних антинациональных сил. Важной общей чертой, характеризующей развитие и Германии, и Италии в начале 1920-х гг., была острота внутренних социально-экономических проблем и противоречий, не находивших решения. Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, появился в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, символ плодородия во многих древних, дохристианских верованиях, парадные ритуалы, были воспроизведены по образцу Древнего Рима. Идея партии «нового типа», построенной по принципу военной организации единомышленников, подчиняющихся жесткой дисциплине, была заимствована у российских большевиков. Национальная идея в Германии и Италии излагалась сходными формулами. Они включали апелляцию к единству нации, выражали стремление к общей высшей цели — достижения национального величия; утверждение, что интересы единой нации может выражать лишь одна политическая партия. Возглавляющий ее лидер — А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии — считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники. В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» (лозунг Б. Муссолини). Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме. А. Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии. Расизм и расовые теории не были чем-то новым для Европы. Еще со времени Великих географических открытий и начала создания колониальных империй для оправдания завоеваний утверждалось, что туземные жители «лишены души» и обращаться с ними можно, как с животными. В XIX веке в Великобритании были популярны идеи о тяжком бремени «белого человека», призванного руководить народами колоний, якобы не способными позаботиться о себе самостоятельно. Германский фашизм обратил расовую теорию, обосновывающуюся ссылками на силу «арийского духа», антропологические и этнографические изыскания, против самих европейских народов. В идеологии итальянского фашизма преобладали ссылки на Римскую империю, преемником которой объявлялась Италия, претендовавшая на господство над Средиземноморьем. Это была идеология экспансии в чистом виде, но без столь явно выраженного расистского компонента, как в Германии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идеология фашистских партий» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»