ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія України » Історія Української ССР у 10-ти томах

Представители революционно-демократического направления
В начале
XX в. продолжалась творческая
деятельность одного из самых
выдающихся представителей украинской
революционно-демократической
литературы И. Я. Франко (1856—1916).
В этот период он издал ряд
поэтических сборников: «1з дшв журби»,
«Semper tiro», «Давне i нове», «1з ли*
мое!' молодость, выступал с
литературно-критическими и
публицистическими статьями, рецензиями и пр.
В своих поэтических произведениях
Франко воспевал бесстрашных
борцов за лучшее будущее («Контстадо-
ри»), осуждал декадентскую теорию
«чистого искусства» («Лиюва щи-
л1я»). Писатель вел борьбу против
украинских буржуазных
националистов, в частности против М. С.
Грушевского, модернистских течений в
литературе (статья «Наша поез1я
в 1901 р.», «Матфест Молодо! музи»,
рецензия на сборник О. Луцкого
«3 Mo'ix дшв» и др.).
Когда в 1905 г. был брошен в
тюрьму А. М. Горький, И. Я. Франко в
печати публично поднял гневный голос
протеста против самодержавной
тирании и произвола. На революцию
1905—1907 гг. в России И. Я. Франко
откликнулся поэмой «Моисей»,
проникнутой революционными идеями и
настроениями, любовью к народу,
верой в его творческие силы и светлое
будущее.
Выдающимся представителем
украинской прозы был М. М.
Коцюбинский (1864—1913). Его творчество,
философские и эстетические взгляды
формировались под влиянием
корифеев русской и украинской
революционно-демократической
литературы — В. Г. Белинского, Н. Г.
Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А.
Добролюбова, Т. Г. Шевченко, И. Я.
Франко. Знакомство Коцюбинского
с произведениями основоположников
марксизма-ленинизма, связи с пред-
464
VIII. Культура на Украине в период империализма
М. М. Коцюбинский,
И. Я. Франко;
В. М. Гнатюк.
1905 г.
ставителями революционной социал-
демократии, участие в передовом
общественно-политическом движении
обусловили эволюцию его
революционно-демократических взглядов в
направлении к марксизму. Большое
влияние на творчество писателя в
последний период его жизни оказали
произведения А. М. Горького и
личное знакомство с ним (1909),
переросшее в трогательную дружбу двух
выдающихся представителей братских
литератур. Во время пребывания у
Горького на о-ве Капри Коцюбинский
встретился там с В. И. Лениным.
В своих рассказах М. Коцюбинский
показывал классовую
дифференциацию украинского села в
пореформенную эпоху, нечеловеческие условия
жизни, беспросветную нищету и
бедствия крестьянства («На Bipy», «1Гя-
тизлотник», «Цшов'яз», «По людсько-
му»), воспевал стремление народа
к свободе («На крилах nicm»,
«Дорогою цшою»), создал яркие сцены из
жизни и быта простых людей других
национальностей («Для загального
добра», «Пе-коптьор», «Вщьма», «В
путах шайтана», «На камеш» и др.)-
Произведения М. Коцюбинского
наполнены протестом против
самодержавия и его политики, закоснелой
патриархальщины, религиозных
предрассудков. Писатель высмеивает
«культурничество» ~
либерально-буржуазной интеллигенции, ее теорию
«малых дел», разоблачает религию
как орудие социального и духовного
угнетения народа, клеймит
мещанство, обывательщину («Лялечка»,
5. Литература
465
«У rpiniHim свгг», «Шд мшаретами»,
«Поединок»).
Большинство произведений М.
Коцюбинского, написанных в 1906—
1912 гг., идейно или тематически
связано с первой российской революцией.
Его новеллы «Carix», «Persona grata»,
«Вш ще», «Подарунок на шенини»
и другие гневно клеймят царизм и его
приспешников — черносотенцев,
духовенство, полицию, призывают к
интернациональному единению
трудящихся, к уничтожению того
общественного строя, который держится на
эксплуатации, насилии, терроре.
Писатель резко осуждает ренегатство
и предательство так называемых
«попутчиков революции» («Кот не вин-
Hi», «Сон»).
. Активно выступал М. Коцюбинский
и против упадочнической
декадентской литературы. В рассказах
«Дебют», «В дорозЬ он показал, что
упадочничество в литературе связано
с предательством революции, ее
идеалов. В новелле «Intermezzo»
Коцюбинский развенчал реакционную
теорию «чистого искусства».
Своеобразным протестом против пессимизма,
господствовавшего в декадентской
литературе, была его романтическая
повесть из жизни гуцулов «Tim забу-
тих предтв».
Особое место в творческом
наследии М. Коцюбинского занимает
повесть «Fata morgana», в которой
нашли отражение жизнь и борьба
тружеников украинского села накануне
и в период революции 1905—1907 гг.
На основе собственных наблюдений
и старательного изучения
документальных материалов писатель
показал классовую дифференциацию
крестьянства, яростную борьбу между
сельской буржуазией — кулаками и
сельским пролетариатом. Главный
герой произведения — борющиеся
против социальной несправедливости
народные массы. Образом Марка
Гущи — рабочего, сознательного руко-
30 История Украинской ССР, т. 5
О. Ю. Кобылянская и Леся Украинка.
1901 г.
водителя крестьянских масс — автор
утверждал идею, что только
вооруженная борьба народа под
руководством пролетариата — единственно
правильный и возможный путь для
завоевания желанной «земли и воли».
Значительным достижением писателя
является отражение в повести того
нового, что принесла в село первая
российская революция (забастовки,
политические демонстрации,
организация революционных крестьянских
комитетов, появление на селе
агитаторов-рабочих и т. п.).
Понимание сущности социальных
процессов на селе и расстановки
классовых сил в период революции, осо*
знание необходимости союза рабочего
класса и крестьянства при руководя*
466
VIII. Культура на Украине в период империализма
щей роли пролетариата — все это
свидетельствовало о влиянии на писателя
идей революционной
социал-демократии, о зарождении в его творчестве
черт нового метода —
социалистического реализма.
Тесно связаны с революционно-
освободительной борьбой
литературное творчество и
общественно-политическая деятельность выдающейся
украинской поэтессы Леси Украинки
(1871—-1913). Решающими
факторами в развитии ее мировоззрения и
литературного таланта было знакомство
с марксизмом (в частности, с
«Капиталом» К. Маркса и
«Анти-Дюрингом» Ф. Энгельса), участие в социал-
демократическом движении,
содействие в издании и распространении
марксистской литературы. Леся
Украинка прочно утвердилась на
революционно-демократических позициях,
а в понимании ряда вопросов
приблизилась к научйому социализму.
Поэзия, драматургия, проза,
публицистика, литературная критика,
история, этнография,
фольклористика, переводческая работа — таков
далеко не полный творческий диапазон
поэтессы. Но наиболее широкое
признание и известность снискало ей
поэтическое творчество. «Со времен
шевченковского «Схороните и
вставайте, оковы порвите» Украина не
слыхала такого сильного, горячего и
поэтического слова, как из уст этой
слабой, больной девушки» *,— писал
о Лесе Украинке И. Я. Франко.
На рубеже двух веков вышли в свет
поэтические сборники Леси
Украинки «Вщгуки», «Думи i Mpii», «На кри-
лах шсень», насыщенные
революционным пафосом, призывом к борьбе
за социальное и национальное
освобождение, идеей интернационального
единения трудящихся. Осуждая
декадентские настроения, поэтесса
утверждала, что место поэта — в первых
1 Франко И. Соч. В 10-ти т., т. 9, с. 330.
рядах борцов, а сила его — в единстве
с народом.
Поэзия Леси Украинки стала
действенным оружием в борьбе с
самодержавием. Отдельные ее
стихотворения использовались в прокламациях
РСДРП. Аллегорические образы
темной ночи, предрассветных сумерек,
первых солнечных лучей использовал
в одной из своих прокламаций
Киевский комитет РСДРП. А известная
строфа из стихотворения «Слово, чо-
му ти не твердая криця»,
переведенная на русский язык, послужила
эпиграфом к другой прокламации,
выпущенной в дни подготовки ко II
съезду РСДРП.
Революция 1905 г. принесла
поэтессе новое творческое вдохновение,
В стихотворении «Напис на pyi'Hi»
она славит неисчерпаемые творческие
силы народа, призывает к борьбе с
тиранами-царями. В фантастической
драме «Осшня казка» Леся
Украинка в аллегорической форме воспевала
борьбу народа против самодержавия,
утверждала не только
разрушительную по отношению к старому, но и
великую созидательную по
отношению к новому историческую миссию
пролетариата. Драматическая поэма
«В катакомбах», в которой Леся
Украинка прославляет непреклонного
титана-богоборца Прометея, звучала
как пламенный призыв к борьбе
против социального и духовного
угнетения.
В драматических поэмах, диалогах,
этюдах, преимущественно на темы из
мифологии, библейской и древней
истории, Леся Украинка подняла
множество сложных и актуальных
общественно-политических,
морально-этических и философских проблем. Она
осудила христианскую философию
«всепрощения» (трагедийная поэма
«Одержима»), выступила против
буржуазной теории прагматизма
(трагедия «Кассандра»), разоблачила
буржуазных «рыцарей воли», которые
кичились своей независимостью от
5. Литература
467
общества («Камшний господар»),
раскрыла трагедию художника в
буржуазном обществе («У пупц»),
В сатирических стихах «Веселий
пан», «Практичний пан», «Пан-пол1-
тик», «Пан-народовець» Леся
Украинка едко высмеяла украинских
либералов-болтунов, вскрыла их
лицемерие и эксплуататорскую сущность.
Вершиной поэтического мастерства
Леси Украинки является написанная
в 1911 г. драма-феерия «Л1сова
теня». В причудливом переплетении
сказочного мира и реальности в
драме отражена борьба творческих
стремлений и возвышенных порывов
человека с гнетущей будничностью и
серостью жизни, прославляются ее
поэтические, светлые начала.
В литературно-критических статьях
и обзорах, печатавшихся в русском
прогрессивном журнале «Жизнь» в
1900—1901 гг., писательница
выступила против
либерально-народнической идеализации села («Малорусские
писатели на Буковине»), вскрыла
классовую сущность модернизма и
декадентства («Два направления в
новейшей итальянской литературе»,
«Заметки о новейшей польской
литературе»), размышляла над путями
дальнейшего развития литературы
(«Новейшая общественная драма»).
Своими публицистическими и
литературно-критическими
выступлениями Леся Украинка утверждала
материалистические принципы эстетики,
способствовала развитию
революционно-демократической литературной
критики.
Высокую оценку литературной и
общественной деятельности поэтессы
дала газета «Правда» в некрологе,
напечатанном в 1913 г.: «Леся
Украинка, стоя близко к
освободительному общественному движению вообще
и пролетарскому в частности,
отдавала ему все силы, сеяла разумное,
доброе, вечное... Леся Украинка умерла,
но ее бодрые произведения долго
будут будить нас к работе-борьбе.
Добрая вечная память писательнице —
другу рабочих!» 1

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Представители революционно-демократического направления» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ
Банки в ролі андеррайтерів
Поняття та види цінних паперів
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Спростована теорія Ейнштейна


Категорія: Історія Української ССР у 10-ти томах | Додав: koljan (01.04.2013)
Переглядів: 837 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП