ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія України » Історія Української ССР у 10-ти томах

Культурно-просветительные общества
Неудовлетворительное состояние
народного просвещения, с одной
стороны, тяга широких народных масс
440
VIII. Культура на Украине в период империализма
к знаниям, культуре — с другой,
активизировали деятельность
общественных организаций и учреждений,
занимавшихся внешкольным
образованием и культурно-просветительной
работой среди населения. Культурно-
просветительная работа находилась в
основном в руках буржуазной
интеллигенции, но подлежала суровому
контролю и я^есткой регламентации
со стороны царского правительства.
Деятельность легальных культурно-
просветительных обществ,
учреждений и заведений имела ограниченный
культурнический характер.
Представители либеральной буржуазии,
декларируя на словах свою полную
непричастность к политике, на практике
пытались использовать общественные
просветительные учреждения для
пропаганды «классового мира», для
отвлечения трудящихся от классовой,
революционной борьбы и подчинения
их своему идейному влиянию.
Демократическая же
интеллигенция, и прежде всего прогрессивно
настроенные народные учителя и
преподаватели, передовые деятели
науки и культуры использовали эти
заведения для распространения среди
населения грамотности,
общеобразовательных, научно-популярных и
профессионально-технических знаний.
А участие в легальных
просветительных начинаниях представителей
пролетарской демократии способствовало
распространению среди народных
масс социалистической идеологии,
зарождению и росту элементов
действительно демократического
просвещения.
В начале XX в. продолжали
разнообразную работу в области
внешкольного образования взрослого
населения старейшие на Украине
Харьковское и Киевское общества
грамотности. Они открывали воскресные
школы, бесплатные народные
библиотеки-читальни, устраивали в народных
аудиториях чтения и
научно-популярные лекции, концерты и
театральные представления, издавали
научно-популярную литературу и
т. п.
Кроме Общества грамотности в
Киеве действовали также Комиссия
народных чтений, переименованная
в 1902 г. в Общество содействия
начальному образованию и устройству
общеобразовательных народных
развлечений. В нем активно работали
преподаватели народных училищ, а
также профессора университета и
политехнического института — историк
И. В. Лучицкий, ботаник К. А. Пу-
риевич, член-корреспондент
Российской академии наук зоолог А. А. Ко-
ротнев, геолог П. Н. Венюков, химик
М. И. Коновалов и др. Комиссия
организовывала народные чтения,
научно-популярные лекции, литературно-
музыкальные вечера и концерты в
народных аудиториях на рабочих
окраинах города.
В Одессе лекционной и культурно-
просветительной деятельностью
среди населения города и пригородных
сел занимались Славянское общество
и Лекционный комитет,
организованный при Городской аудитории.
Циклы лекций по истории,
литературе, географии, физике, химии,
геологии, анатомии, политэкономии,
проводившиеся Лекционным
комитетом, привлекали большое количество
слушателей (от 400 до 900 человек
на каждую лекцию), среди которых
преобладали рабочие и
ремесленники.
На протяжении первого
десятилетия XX в. на Украине создается ряд
новых просветительных обществ: Во-
лынское общество грамотности,
Общество содействия народному
образованию в Полтавской губернии,
Общество содействия среднему
образованию в Ровно, Общество
распространения низшего, среднего и
высшего образования в пределах
Киевской, Полтавской, Черниговской,
Волынской и Подольской губерний,
Киевское общество содействия на-
2. Образование
441
чальному образованию. Они
организовывали научно-популярные лекции,
вечера-концерты, народные
библиотеки и т. п.
Развитию обществ,
распространявших внешкольное образование и
проводивших
культурно-просветительную работу, самодержавие
пыталось противопоставить
деятельность пресловутых попечительств о
народной трезвости, которые начали
создаваться при активной поддержке
правительства и церкви в конце 90-х
годов XIX в. Разоблачая политику
царизма в области образования,
ленинская «Искра» в № 8 за сентябрь
1901 г. писала: «Русское
правительство... в основу борьбы с
алкоголизмом поставило не повышение
народной культуры, не освобождение
личности, не свободу
образовательных учреждений, но жалкое подобие
просветительной деятельности,
насаждаемой мощной рукой
помпадуров и попов,— этот фиговый листок,
которым правительство прикрывает
гнусную наготу своей роли
кабатчика».
На западноукраинских землях
самой крупной общественной
культурно-просветительной организацией
было львовское общество «Просвита».
Вместе со своими филиалами оно
организовывало во многих местах
Восточной Галиции народные читальни,
самодеятельные кружки и
театральные представления для народа,
народные музеи, книжные лавки,
издавало беллетристическую и
научно-популярную литературу,
открывало общеобразовательные,
хозяйственные, промышленные и торговые
школы, курсы для неграмотных.
Деятельность «Просвиты» носила
либерально-буржуазный характер, со
все более усиливающимися
буржуазно-националистическими
тенденциями. В Северной Буковине
культурно-просветительную работу
среди украинского населения проводили
общества «Русская беседа», «Заря»,
«Мещанская читальня» и другие
организации буржуазно-либерального
толка.
Воспользовавшись свободами,
завоеванными в ходе революции
1905—1907 гг. рабочими и
крестьянами, украинская
либерально-буржуазная интеллигенция начала
создавать «Просвиты» и на украинских
землях в составе России.
В 1905—1907 гг. «Просвиты»
возникли в Екатеринославе, Одессе,
Киеве, Каменце-Подольском, Чернигове,
Житомире и других городах (всего
было создано 9 «Просвит» с 30
филиалами) .
И здесь в деятельности «Просвит»
также проявлялись
буржуазно-националистические тенденции. Но в
работе некоторых из них участвовали
и передовые представители
украинской культуры, боровшиеся за их
демократизацию. Так, председателем
черниговской «Просвиты» был избран
М. М. Коцюбинский, использовавший
ее для пропаганды революционных
идей. В донесении Черниговского
губернского жандармского
управления от 22 августа 1908 г. отмечалось,
что члены местной «Просвиты» под
видом чтений рефератов, публичных
лекций и бесед, театральных
репетиций и т. п. ...организовывали кружки
и вели устную
противоправительственную пропаганду, а также
раздавали всякую легальную и нелегальную
литературу» !. На одном из
заседаний этой «Просвиты» М. М.
Коцюбинский прочитал свой реферат об
И. Я. Франко, решительно
выступив против извращения украинской
буржуазно-националистической
критикой (С. Ефремовым, М.
Грушевским и др.) творчества и взглядов
выдающегося писателя. За
революционную антиправительственную
пропаганду М. М. Коцюбинского, его
жену В. И. Коцюбинскую и еще не-
1 ЦГИА УССР, ф. 1439, оп. 1, 1908, д. 918.
л. 16.
442
VIII. Культура па Украине в период империализма
скольких лиц по распоряжению
черниговского губернатора исключили из
«Просвиты». В годы реакции царское
правительство вообще запретило
деятельность «Просвит».
С начала XX в., особенно в годы
первой российской революции, в
стране возникли новые формы культурно-
просветительной работы среди
населения, в том числе среди рабочих:
народные университеты, рабочие
просветительные общества и
учреждения, клубы и т. п. В 1901 г. в
Харькове по инициативе профессоров
университета, технологического
института, преподавателей гимназий
были организованы курсы для
рабочих. Возглавлял работу курсов
известный ученый ботаник и географ
профессор А. Н. Краснов. Здесь
преподавали арифметику, геометрию,
тригонометрию, алгебру, физику,
химию, минералогию, русскую и
всемирную историю, законоведение,
русский, немецкий и французский языки.
По желанию слушатели могли
изучать также политэкономию,
литературу и пр. На курсах работало более
50 преподавателей, а количество
слушателей доходило до 1 тыс. человек,
среди них было около 200 женщин.
Лекторами на курсах работали
учителя гимназий и известные
ученые: И. П. Осипов, В. Я.
Данилевский и др.
Общеобразовательные и
профессионально-технические курсы для
рабочих существовали также в
Одессе, Киеве, Екатеринославе,
Севастополе, Полтаве, Александровске и
других городах.
В период революции 1905—
1907 гг. в промышленных центрах,
а также на предприятиях возникают
рабочие клубы, а при них
драматические, музыкальные и хоровые
кружки, проводятся лекции, чтения,
вечера. Всего на Украине в 1912 г.
насчитывалось около 50 рабочих
клубов.
Своеобразными организационными
центрами культурно-просветительноi\
работы стали народные дома,
получившие широкое распространение в
начале XX в. Организацией их
работы занимались разные
просветительные общества и земства. В
деятельности некоторых из них приним^ли^
участие передовые . представдуял*ц ?.
культуры. 5 февраля. 1901 р,*в7ПЪдт*3"'
ве при непое^дстве^щш удафищ)
М. М. Коцюбинского; Панаса Мир^
ного и В. Г. Короленко был открыт "
Народный дом им. Н. В. Гоголя.
Широкую деятельность развернул
Троицкий народный дом Киевского
общества грамотности, открытый в
1902 г., и Народный дом
Харьковского общества грамотности, ставший
по разнообразию форм работы одним
из лучших в России. На его сцене
неоднократно выступал с
концертами для рабочих Ф. И. Шаляпин.
Партия большевиков уделяла
большое внимание работе в легальных
культурно-просветительных
организациях и учреждениях, рассматривая
их как одно из средств
распространения в массах революционных идей.
Так, активную деятельность
развернули большевики среди слушателей
курсов для рабочих в Харькове, в
рабочем клубе и библиотеке Николаева
и пр. В 1910—1911 г. большевики
Киева создали при Клубе
трудящихся лиц свою группу и лекционную
комиссию, с помощью которых
проводили систематическую
пропагандистскую работу среди его членов.
Работая в народных домах, рабочих
клубах, библиотеках, на курсах,
большевики использовали их для
организации нелегальных кружков,
проведения митингов, распространения
марксистской литературы, для
пропаганды пролетарской идеологии.
3. Наука
443
3. НАУКА
Определенную роль в развитии
прогрессивных научных знаний в период
империализма играли идеи
марксизма-ленинизма. Гениальные
философские труды В. И. Ленина, его
блестящий анализ новейшей революции
в физике и естествознании указали
выход из методологического кризиса,
в.ксшщом оказалась буржуазная
наука на рубеже XX' в.,* создали дейст-
s^XfBJi^H.<t!^2^уга5^> ° методологию и
теорети^^й^зд^ал^Ьт для
дальнейшего ""всесторонйвго развития
науки.
Важным фактором, определявшим
общественное значение научных
исследований, гражданскую позицию
ученых, была первая российская
революция, породившая у деятелей
науки стремление донести
достижения науки до широких масс. Многие
ученые принимают участие в
популяризации научных знаний
посредством подготовки специальных
работ, в простой и попятной широким
массам трудящихся форме
излагавших сложные научные проблемы.
Талантливыми популяризаторами
науки были всемирно известные
ученые Д. И. Менделеев, К. А.
Тимирязев, И. М. Сеченов. На Украине
такой деятельностью занимались
А. М. Ляпунов. В. А. Стеклов,
С. Н. Реформатский, Г. И. Танфиль-
ев, П. А. Тутковский, Н. М. Волко-
вич, А. Н. Северцов и многие другие
выдающиеся ученые. Они издавали
научно-популярные брошюры,
выступали с публичными лекциями,
организовывали паучные общества.
Наука на Украине продолжала
развиваться как неотъемлемая
составная часть научного процесса всей
страны. Между передовыми учеными
научных центров Украины и России
существовали прочные творческие
связи, способствовавшие общему
прогрессивному развитию науки.
Выдающиеся русские ученые Н. Н. Бекетов,
А. Н. Северцов, Н. А. Умов, Л. И. Лу-
тугин и многие другие, некоторое
время жившие и работавшие на
Украине, внесли значительный вклад
в науку, взрастили плеяду
талантливых учеников. Многие ученые,
связавшие свою научную деятельность
с Украиной, получили образование
в учебных заведениях Петербурга и
Москвы. Физик Д. А. Рожанский,
ботаник А. Н. Краснов, математик
Д. А. Граве закончили
Петербургский университет, горняки А. М. Тер-
пигорев и М. М. Протодьяконов,
металлург П. Г. Рубин —
Петербургский горный институт, зоолог
А. А. Коротнев, физик Т. П. Кра-
вец — Московский университет. В
свою очередь, воспитанники вузов
Украины плодотворно работали в
научных центрах России.
Выпускник Новороссийского университета
\i. Д. Зелинский с 1893_ г, работал
в^Тосковском университете, где соз-
далвсемирно известную школу
химиков-органиков. Прославленная алге-
браическая~школа профессора
Киевского университета Д. А. Граве дала
миру выдающихся
ученых-математиков.
Значительно возросли и
международные связи ученых Украины.
Профессор Киевского университета
морфолог и цитолог растений
С. Г. Навашин был избран почетным
членом многих обществ и академий
в России и за границей. Профессора
этого же университета геолога
Н. И. Андрусова избрали членом
Совета Международного геологического
конгресса. Воспитанник Киевского
университета, выдающийся
эпидемиолог Д. К. Заболотный с целью
изучения чумы, холеры, оспы и
других эпидемических заболеваний, а
также для организации борьбы с
ними предпринял поездки в Индию,
Монголию, Китай, Маньчжурию,
Персию, Месопотамию, Марокко, Шо-
444
VIII. Культура на Украине в период империализма
Д. К. Заболотный
тландию, Португалию и другие места.
Наградами и медалями Парижской
академии наук, Института
тропической медицины в Ливерпуле были
отмечены научные работы
профессора Харьковского университета
В. Я. Данилевского. Активное участие
в работе почти всех международных
математических конгрессов начала
XX в., а также в международной
комиссии по реформе преподавания
математики принимал профессор
Харьковского университета,
почетный член Амстердамского
математического общества Д. М. Синцов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Культурно-просветительные общества» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Особливості фондового ринку України
Способи захисту від кредитного ризику
Банки в ролі андеррайтерів
МЕТОДИ АУДИТОРСЬКОЇ ПЕРЕВІРКИ, ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ОЦІНКИ ФІНАНСО...
ЕКОНОМІЧНІ ТА СОЦІАЛЬНІ НАСЛІДКИ ІНФЛЯЦІЇ


Категорія: Історія Української ССР у 10-ти томах | Додав: koljan (01.04.2013)
Переглядів: 653 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП