Позиции различных классов в отношении воссоединения с украинским народом в составе России
Развитие капиталистических отношений и усиление освободительной борьбы трудящихся западноукраинских земель обусловили все более отчетливое размежевание двух классовых тенденций как в национально-освободительном движении, так и в подходе к проблеме воссоединения украинского народа. Если революционные демократы связывали воссоединение с революционным переустройством России, то украинские буржуазные националисты путем к нему считали военную победу австро-германского блока, проповедовали идею «украинского Пьемонта», в соответствии с которой Восточной Галиции отводилось место того центра, вокруг которого должны были объединиться все украинские земли. Исконные стремления трудящихся масс западноукраинских земель к воссоединению со всем украинским народом усилились с выходом на историческую арену самого революционного в мире русского пролетариата и его боевого авангарда — большевистской партии, высоко поднявших знамя пролетарского интернационализма и шедших по единственно верному пути борьбы трудящихся 4. Борьба ва воссоединение с украинским народом в составе России 317 за свое социальное и национальное освобождение, по пути, указанному основоположниками научного коммунизма. Надежды народных масс на воссоединение со своими братьями в России особенно окрепли в годы первой российской революции. В ее победе трудящиеся западноукраин- ских земель усматривали путь к воссоединению с братьями-украинцами на Востоке. Об этом, например, свидетельствует письмо группы гали- цийских и буковинских крестьян к крестьянским депутатам Государственной думы в Петербурге в 1906 г. В нем говорилось: «Братья!.. От того, какой строй наступит в российской Украине, зависит непосредственно ц наша судьба... Мы, борющиеся с врагами своими: шляхтичами и чиновниками польскими, мадьярскими, немецкими и румынскими и т. п., уже более 600 лет изнемогаем вконец в той борьбе, и без помощи... российской Украины не в силах обеспечить себе лучшей судьбы...» !. В письме выражалась твердая уверенность в том, что, когда в России будет установлен демократический строй, к ней, такой России, «искренне прильнут все народы, населяющие ее» 2. Украинские буржуазные националисты пытались погасить классовую ненависть трудящихся Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья к правящим эксплуататорским кругам империи Габсбургов. Украинская буржуазно-националистическая периодическая печать настойчиво и всерьез уверяла, что якобы под властью Австро-Венгрии украинцам живется лучше всех. В то же время с ее страниц лились потоки клеветы на Россию, искажалась ее история, культурные и революцион- 1 Письмо украшських селян-радикал!в Ь Галичини та Буковини до селян — посл1в Росшсько! Державно! Думи в Петербурзь Видав М. Павлик. Льв1в, 1906, с. 2. 2 Там же, с. 10. ные традиции русского народа — непримиримого врага царизма. Под видом борьбы с «москвофильством» украинские буржуазные националисты клеветали на культуру великого русского народа, мешали проникновению русских книг и периодических изданий на западноукраинские земли. Поддерживая политику императора Франца-Иосифа II, буржуазные националисты преследовали цель заставить украинское население быть лояльным к австро-венгерскому правительству, поддерживать все его устремления, в частности будущую войну. Так, националистическая газета «Нова Буковина» 15 марта 1912 г. поместила статью, призывавшую украинскую молодежь вступать в армию. Служба в австрийской армии, утверждала газета, будет полезной для молодых и образованных украинцев, так как якобы облегчит их экономическое положение и откроет им дорогу в полицию, в жандармерию и к другой «цесарской службе». Врагом освободительного движения западноукраинских трудящихся выступала также церковь. В Закарпатье изощрялся в прислужничестве австро-венгерским властям униатский священник Мукачевского епископства, редактор газеты «Наука» А. Волошин. За получаемые от правительства субсидии Волошин поддерживал его политику мадьяриза- ции украинского населения. Чтобы помочь правительству Австро-Венгрии в будущей войне, украинские буржуазные националисты создавали различные военизированные организации — «Сечи», «Соколы», «Сечевые стрелки», «Стрелецкий курень» и др. Члены этих организаций обучались владеть оружием, проходили военную подготовку в полевых условиях. Для них даже издавался специальный журнал «Вщгуки» и более десятка учебников. Однако широкие массы отворачивались от со- 318 V. Запад но украинские земли в 1900—1914 гг. зданных вационалистами организаций. Немало участников их, не соглашаясь с враждебной пропагандой по отношению к братскому русскому народу, решительно порывали с этими националистическими организациями. Действенным средством в борьбе за единение между народами явилось творческое наследие великих русских писателей. В частности, их произведения сыграли важную роль в формировании взглядов и творчества О. С. Маковея, Л. С. Мартовича, В. С. Стефаника, И. Я. Франко, Марка Черемшины (И. Ю. Семанюка) и других писателей, которые жили и трудились на западноукраинских землях, настойчиво борясь против попыток украинских буржуазных националистов вбить клин между украинским и русским народами, решительно разоблачая их потуги исторически обосновать «отрубность» украинцев от России, гневно осуждая католическую и униатскую церкви за попытки окатоличивания украинского населения с целью духовного его отрыва от русского народа и украинцев, живущих в составе России. Взгляды революционно-демократических деятелей отражали исконное стремление западноукраинских трудящихся к воссоединению со всем украинским народом в составе России и были направлены против научно несостоятельной буржуазно-националистической идеи «украинского Пьемонта». В статье «Формальный и реальный национализм» И. Я. Франко подчеркивал, что «...большая часть украинцев живет в России, непосредственно связана с народом русским, что этот народ русский создал великое государство, на которое так или иначе обращены взоры всего Славянства, что это государство охватывает с двух сторон и галицкую Украину, что этот русский народ создал духовную, литературную и научную жизнь, которая также тысячами путей непрестанно влияет и на Украину и на нас» х. В ряде сатирических произведений разоблачал украинских националистов О. С. Маковей. В частности, в рассказе «Как Шевченко искал работу» он высмеял М. Грушевского, К. Левицкого и других националистов за их попытку прикрыть свои бесчестные антинародные действия именем ненавистного им великого поэта, революционера- демократа Т. Г. Шевченко. Одним из свидетельств стремления западноукраинских трудящихся к воссоединению со всем украинским народом в составе России был переход их из униатской церкви в православную. В начале XX в. народное движение такого рода охватило все Закарпатье. Центром его стала Мар- марощина. В 1901 г. отказались от унии крестьяне с. Иза. В 1903 г. движение за разрыв с униатской церковью распространилось на многие другие села Мармарощины. Униатским священникам перестали платить подати. Это не на шутку взволновало правящие круги Австро-Венгерской империи. Тогдашний венгерский премьер-министр заявил, что «выступление русинов под маркой религиозных вопросов является антигосударственным движением, которое необходимо подавить или ликвидировать в зародыше, если мы хотим отвернуть опасность, т. е. это движение, направленное против государства, церкви и господ». На участников антиуниатского движения обрушились жестокие репрессии властей. Многих крестьян арестовали. 22 человека из них, обвиненных в «государственной измене», посадили на скамью подсудимых. В результате состоявшегося в 1903 г. первого Мармарош-Сигет- ского судебного процесса было приговорено к пятилетнему тюремному заключению семеро крестьян. 1 Франко И. Соч. В 10-ти т., т. 10, с. 242—243. 4. Борьба га воссоединение с украинским народом в составе России 319 Однако самые жестокие репрессивные меры властей не смогли прекратить социальную и национально-освободительную борьбу украинских крестьян Закарпатья. С новой силой они восстали против угнетателей под влиянием известий о революции 1905—1907 гг. в России. В сентябре 1905 г. один из чиновников Берегов- ской жупы в своем донесении в Будапешт сообщал о том, что народ недоволен не церковными, а государственными порядками и что развернувшееся народное движение, подобно российскому, угрожает единству Венгрии. Действительный характер крестьянских выступлений стал ясен и униатскому духовенству. В 1906 г. одно из совещаний его представителей в Закарпатье вынуждено было прямо признать, что в большинстве сел сбор церковного налога из-за бедности населения связан с большими трудностями и потому часто приходится обращаться за помощью к общественным экзекуторам, а это вызывает в народе ненависть, и он видит в священнике не духовного отца, а врага. В марте 1908 г. мукачевский епископ обратился к венгерскому премьер-министру с письмом, в котором писал, что антиуниатское движение украинских крестьян Закарпатья не только угрожает «единству религии», но «выражает единство рутенов (украинцев.— Ред.) в политике с русскими в великой Российской державе» !. Действительно, выступая против господства Австро-Венгерской империи, народные массы западно-украинских земель свои надежды на социальное освобождение связывали, как правило, с воссоединением с Ук- J Цит. по кн.: Смгян П. К. Революцш- ний та нащонально-визволышй рух на За- карпата кшця XIX —початку XX ст. Лыив, 1968, с. 147. раиной в составе России. В 1912 г. в с. Рокосово в Закарпатье крестьяне открыто заявляли, что, если вспыхнет война, они не будут воевать против русских, а Мармарошская и Угочан- ская жупы присоединятся к России. В том же году от принадлежности к униатской церкви отказалось в Закарпатье почти 35 тыс. человек. Власти снова прибегли к массовым арестам среди крестьян, обвинив их в «государственной измене» и симпатиях к России. На скамью подсудимых второго Мармарош-Сигетского процесса попало 92 человека, из них 32 были осуждены. Решительно выступая за воссоединение с братской Россией, рабочие и крестьяне, прогрессивная и демократическая интеллигенция выражали также искренние симпатии к социальной и национально-освободительной борьбе трудящихся всех стран. Когда в 1912 г. на Балканах вспыхнула война, на западноукраин- ских землях распространялись листовки в поддержку освободительной борьбы славянских государств и Греции против колонизаторских притязаний султанской Турции. Для братьев-славян был организован сбор материальных средств среди населения западноукраинских земель, развернулась широкая агитация против мобилизации в австрийскую армию, против возможного нападения Австро-Венгрии на Сербию. Неотступная и мужественная борьба трудящихся западноукраинских земель за свое социальное и национальное освобождение находила глубокое понимание в народных массах России. На необходимость всесторонней поддержки этой освободительной борьбы, как на одну из важных задач большевистской партии, указывал В. Й. Ленин. Он считал, что нужно вести активную революционную пропаганду среди трудящихся украинцев как в России, так и в Австрии. Разоблачая коварные и 320 V, Запад но украинские земли в 1900—1914 гг. лицемерные выступления яростного черносотенца графа Бобринского, который вместе с реакционными «моск- вофилами» рядился в тогу защитника интересов и прав населения Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья, В. И. Ленин указал на необходимость и важность «...пробудить, просветить и встряхнуть украинцев и австрийских, и российских!!» *, чтобы стали возможными их успехи в совместной революционной борьбе за социальное и национальное освобождение трудящихся масс западноукраинских земель и Надднепрянской Украины в составе России.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Позиции различных классов в отношении воссоединения с украинским народом в составе России» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»