По сравнению с концом XIX и первыми годами нового века роль железнодорожного строительства в экономическом подъеме страны снизилась. В частности, на Украине в 1910—1913 гг. строилось в среднем 200 км железных дорог против 270 км в 1895—1899 гг. и 500 км в 1900— 1904 гг. Среди новых железных дорог важнейшей являлась Северо-Донецкая магистраль, создававшая третий выход из Донбасса к центру всероссийского внутреннего рынка — Москве. Она вступила в строй в декабре 1911 г. Кроме основной магистрали Родаково (близ Луганска) — Харь* ков — Льгов она включала до 100 км подъездных путей к рудникам и заводам Донбасса (участок Льгов — Москва существовал ранее и не был загружен). Необходимость ее строительства обусловливалась ростом перевозок угля в центральные районы страны. Строительство новой магистрали от Москвы до Одессы также было вызвано необходимостью обеспечить постоянно возраставшие связи Украины с центральными районами страны. Некоторые участки этой магистрали начали действовать к середине 1914 г. Пытаясь искусственно увеличить чистую прибыль от государственных 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 2^ с. 360. Т. Экономическое развитие Украины 223 железных дорог, царское правительство отпускало на совершенствование и усиление перевозочной способности сети очень мало средств. В результате железнодорожный транспорт обновлялся медленно. В начале 1914 г. более lU паровозного парка четырех железных дорог Украины (Екатерининской, Южной, Юго-Западной и Московско — Киево — Воронежской) * имело срок службы свыше 20 лет. Большая часть локомотивного хозяйства была технически устаревшей и крайне изношенной. Товарные перевозки железных дорог быстро росли. В среднем за 1910—1913 гг. на Украине перевозилось 4,2 млрд. пудов грузов против 1,4 млрд. в 1895—1899 гг. Вследствие ускоренного развития горнозаводской промышленности Донбасса, которая давала железным дорогам основную часть их грузов, удельный вес Украины в общероссийских железнодорожных перевозках повысился в 1910— 1913 гг. до 31 % против 24-25 % в 90-х годах XIX в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Состояние железнодорожного транспорта» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»