СООТНОШЕНИЕ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО В ФОРМИРОВАНИИ РЕАКЦИЙ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Большинство ранних исследований поведения традиционно проводилось либо на беспозвоночных животных (например, на осах и пчелах), либо на рыбах и птицах. Это объясняется четкостью и "демонстративностью" многих проявлений инстинктивного поведения у животных данных групп. В то же время практически все исследования процессов обучения – физиологических механизмов формирования временной связи, свойств восприятия, и роли отдельных структур мозга в обучении – проводились и проводятся преимущественно на млекопитающих, поскольку пластичность их поведения, т.е. способность модифицироваться под влиянием широкого спектра факторов, значительно выше, чем у многих других животных. Именно высокая пластичность нередко маскирует (и видоизменяет) проявления инстинктивного поведения млекопитающих. Долгие годы существовал разрыв между этологическими исследованиями поведения рыб, птиц и насекомых – с одной стороны, и поведения млекопитающих – с другой. Это противоречие постепенно сглаживается благодаря расширению круга работ по этологии млекопитающих. Такие исследования часто оказываются превосходной иллюстрацией к представлениям о соотношении врожденных и приобретенных компонентов в поведении. Ученик К. Лоренца, немецкий исследователь П. Лейхаузен (Ley-hausen, 1979), изучал этологию семейства кошачьих и одним из первых привлек внимание к этой проблеме. Ученый исследовал, в частности, последовательность движений животного при нападении на добычу. Сравнивалась последовательность таких движений у животных следующих групп: а) у представителей разных родов и видов семейства кошачьих, от личающихся друг от друга как по особенностям приспособления к условиям жизни (по экологии), так и по общему уровню эволю ционного развития: существуют виды, которые имеют и более примитивные черты анатомического строения, и невысокую спо собность к адаптации; в то же время ряд других видов имеет "про грессивные" черты в строении и более высокий общий уровень организации; б) у животных разного возраста, поскольку ряд поведенческих реак ций проявляется только после созревания соответствующих структур мозга; в) у животных, имеющих разный опыт проявления соответствую щей формы поведения; г) у животных, содержащихся в условиях изоляции или в сообщест ве сородичей. Анализ полученных результатов показал, что, несмотря на сложность изучаемого явления, из целостного поведенческого акта млекопитающих в принципе можно вычленить элементарные субъединицы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СООТНОШЕНИЕ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО В ФОРМИРОВАНИИ РЕАКЦИЙ МЛЕКОПИТАЮЩИХ» з дисципліни «Основи етології і генетики поведінки»