Американский психолог Эдвард Толмен (1886– 1959) – выдающийся представитель необихевиоризма. Его психологическая система основывалась на признании совместимости бихевиоризма с другими направлениями в психологии, в том числе с гештальт-психологией (см.: 1.3). Подобно У. Джеймсу (см.: 2.3), Толмен был убежден, что животные ведут себя целенаправленно, однако его представления были совершенно лишены антропоморфизма. Он считал, что схема Уотсона "стимул–реакция" наивна и недостаточна для описания поведения, поскольку сводит его к совокупности элементарных ответов на стимулы, так что поведение как таковое теряет свое своеобразие. На основе многочисленных экспериментальных исследований процесса обучения у крыс (главным образом с помощью лабиринтов) Толмен выдвинул представление о том, что животное учится выявлять смысловые связи между стимулами ("что ведет к чему"), причем усвоенное обнаруживается в исполнительной деятельности только частично. Сего точки зрения, в процессе обучения животное приобретает знания (cognition) обо всех деталях ситуации, которые сохраняются в такой форме (внутренние представления), чтобы их можно было использовать, когда они понадобятся. Тем самым животное создает "когнитивную карту", или "мысленный план", всех характеристик лабиринта, а затем строит свое поведение с его помощью. Образование "мысленного плана" может происходить и в отсутствие подкрепления (латентное обучение). Для объяснения полученных им экспериментальных фактов Толмен ввел представление о существовании в рамках бихевиористской схемы "стимул–реакция" так называемых промежуточных переменных, т.е. внутренних процессов, которые "вклиниваются" между стимулом и ответной реакцией и опосредуют двигательную реакцию (которая в этом случае называется зависимой переменной) на стимул (называемый независимой переменной). К промежуточным переменным он относил, в частности, мотивацию и формирование мысленных (внутренних) представлений. Сами эти процессы, по его мнению, должны быть исследованы строго объективно – по их функциональному проявлению в поведении. При описании поведения животных Толмен использовал также такие понятия, как "ожидание" (expectation), "гипотезы" (hypotheses), "знак-гештальт" (sign-gestalt), "познавательные, или когнитивные, карты, мысленный план" (cognitive maps) и др. Свою концепцию Толмен изложил в капитальном труде "Целенаправленное поведение у животных и человека"! ("Purposive behavior in animals and men"), изданном в Лондоне в 1932 г. Взгляды Э. Толмена (1997) легли в основу многих современных исследований когнитивных процессов у животных, включая экспериментальный анализ формирования пространственных представлений (O'Keefe, Nadel, 1978) и зачатков мышления (см.: также: 1.1). И.П. Павлов. И.П. Павлов (1849–1936) был наряду с Торндай-ком основоположником экспериментального исследования процесса обучения у животных, выделив его "элементарную единицу" – условный рефлекс. В дальнейшем метод условных рефлексов послужил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов приобретенного поведения животных. На его основе сформировалось одно из ведущих направлений современной физиологии – учение о высшей нервной деятельности. Как известно, в силу особенностей внутриполитической обстановки в СССР сторонники идей Павлова вскоре после его смерти монополизировали эту область науки, подвергнув жесткой критике практически все другие концепции и направления физиологии, причем эта критика базировалась не на научных, а на идеологических позициях. Западные научные течения (в том числе этология, зоопсихология, бихевиоризм и гештальт-психология) также подвергались ожесточенной критике, а результаты их исследований по этой причине почти не доходили до научной общественности. Подобные тенденции стали господствующими после так называемой "Павловской сессии" АН СССР в 1950 г. На этой сессии была сделана попытка официально утвердить право на существование в физиологии лишь одного исследовательского направления – созданной академиком К.М. Быковым теории "кортико-висцеральной патологии". По словам В.В. Парина, последователи этой теории отвергали как "порочные" все реально существующие факты, которые не укладывались в рамки концепции. Вплоть до середины 60-х годов практически каждое научное сообщение – статья или доклад – в обязательном порядке должны были упоминать о "единственно верном научном направлении материалистической науки" в области физиологии – павловском учении. Эта подгонка "под Павлова" или "под Быкова" превращала учение Павлова об условных рефлексах из научного направления в набор догм, следовать которым надлежало не только в области высшей нервной деятельности, но и в общей физиологии, медицине и психологии. Мы не имеем возможности сколько-нибудь подробно останавливаться на описании учения о высшей нервной деятельности. Отметим однако, что вклад идей, представлений и экспериментальных данных, полученных в лабораториях самого И.П. Павлова (1952, 1973) и его учеников, действительно очень велик. В последние годы Павлов вплотную Подошел к необходимости изучения генетики высшей нервной деятельности (см.: 2.5 и 8.2.1). В тот же период в его лаборатории проводились исследования некоторых интеллектуальных способностей человекообразных обезьян, которые позволили ему высказать представления о наличии у животных более высокого уровня интегративной деятельности мозга, чем условный рефлекс (см. также: 2.7).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Э. Толмен» з дисципліни «Основи етології і генетики поведінки»