По вопросу о роли государства в деле воспитания Фихте занимал ту же позицию, что была изложена лидером жирондистов Ж.А. Кондорсе (1743–1794) в его докладе об общей организации народного образования (1792) . Государственное вмешательство в школу и руководство ею – неизбежное зло, ибо только с помощью государства – и именно с помощью государственной школы – может отмереть государство. Школа должна быть орудием освобождения человека: через государство – к свободе, и только с помощью школы. Согласно Фихте, о всеобщем обязательном образовании надлежит позаботиться обществу. Государство со всеми его принудительными мерами должно рассматривать себя как образовательно-воспитательный институт, призванный сделать принуждение ненужным. Принудительность оправдана только воспитанием для будущего понимания людьми их нравственного достоинства. Только при этом условии тот, кто принуждает, может и оправдать свои действия, и нести за них ответственность. В «Речах к немецкой нации» Фихте проводил взгляд, что образование всей нации не будет дорогостоящим; соответствующие учреждения в значительной степени смогут окупать свое содержание, и их эффективность от этого не пострадает. Но если бы даже этого не случилось, воспитанник безоговорочно и любой ценой должен получить полное и завершенное образование. Ибо полувоспитание ни на йоту не лучше его совершенного отсутствия: оно ничего не меняет. Если кто-либо требует такого полувоспитания, то пусть бы он лучше отказался также и от этой половины и с самого начала четко заявил бы, что он не желает, чтобы человечеству оказывали вспомоществование. Начальная школа, воспитывающая в ребенке человека как такового, должны получать все дети, независимо от сословной принадлежности и имущественного состояния родителей. План Фихте разбивает сословную школу, заменяя ее демократическим всеобщим и единым образованием, дифференцирующимся только на уровне высших учебных заведений. Фихте развивал идею государственного воспитания в небольшом трактате «Учение о государстве, или Об отношении первоначального государства к царству разума». В «Учении о государстве» он писал о том, что образование всех есть первое и необходимое условие царства разума. Жизнь человека есть жизнь в обществе, и он имеет право на самое совершенное, какое только можно себе помыслить, общество. «Я желаю быть человеком», – вот центр царства разума, призванного обеспечить для меня полную справедливость… Моя цель – установить царство свободы, избавляющее людей от механистичности их жизни. Воспитанием для свободы является воспитание ясности, ибо только ясность есть свобода. В элементарной форме вопрос этот должен ставиться так: каждый ли родитель имеет естественное право быть воспитателем, право снискать любовь и преданность, без которых невозможно воспитание? Это право должно было бы лежать в управлении природой, ведь дети суть сама природа. И разве это не нелепо – не отдавать детей в руки тех, кто в наибольшей степени обучен такому управлению? Следует отвергнуть поэтому право любого и каждого на воспитание только на одном том основании, что он – отец. Обязательное образование есть формирование понимания нравственного достоинства. Государство со всеми его принудительными мерами должно рассматривать себя как образовательно-воспитательный институт, призванный сделать принуждение и обязательность ненужными… При определенных условиях и известных обстоятельствах семейное воспитание может быть вполне достаточным и благоприятным, но у нас нет права оставлять случаю воспитание – этот самый важный из всех государственных институтов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образовательная политика» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»