Воспитательный смысл и образовательное назначение философии Фихте
Поиски. До знакомства с философией Канта во второй половине 1790 года Фихте не покидала тревожная мысль о безусловной детерминированности всех человеческих поступков. Его угнетало вопиющее противоречие между жаждой действия, переполнявшей его свободолюбивую натуру, и этой мыслью о своей включенности в железную цепь причинных связей, в которой все предопределено и ничего нельзя изменить. Фихте обуревает единственная страсть, единственная потребность, единственное цельное чувство собственной самости, – действовать. Счастливая случайность, послужившая ему внешним поводом к изучению работ кёнигсбергского философа, вырвала его из состояния раздвоенности, граничившего с отчаянием. Особенно вдохновила его кантовская трактовка идеи свободы. С тех пор как он прочитал «Критику чистого разума», он живет в новом мире. Положения, представлявшиеся ему неопровержимыми, опровергнуты. Вещи, представлявшиеся недоказуемыми (как, например, понятие абсолютной свободы, долга и т.п.), доказаны. И это его только радует. Устремлениям Фихте отвечала кантовская философия с ее новым, вглубь проникающим познанием человеческой природы, с ее безусловными, обращенными к человеческой мысли нравственными законами, с ее великими моральными задачами. Какое уважение к человечеству, какую силу дает эта система! Как только Фихте знакомится с ней, она становится для него не только новой истиной, но и целебным средством против нравственной испорченности людей и против несправедливости общественного строя. Он понимает ее не только как просвещение, но и прямо как обращение на путь истинный. Образование людей сообразно этому новому познанию делается для него потребностью сердца. Какой бы критике впоследствии ни подвергал Фихте кантианскую философию, какие бы изменения в нее ни вносил, он впитал вместе с ней фундаментальную идею воспитательного характера истинной философии. Воспитание и философия. В чем здесь дело? Убеждение, сливающееся с внутренней самостью, не допускающее никакого сомнения или раздвоения личности, есть для Фихте высшее выражение и цель человеческой самостоятельности. Оно достижимо лишь с помощью смелого возвышения и последовательного развития самодеятельной силы духа и может быть проявлено в жизни согласными с ним поступками. Начало и конец его – в нравственном достоинстве человека, в истинном, освещенном сознанием этого достоинства деянии. Такая духовная, развившаяся в образ мыслей и в прозрение самостоятельность создается воспитанием и, в свою очередь, стремится оказывать воспитательное воздействие. Для Фихте и его философии, таким образом, воспитание людей становится великой практической задачей. Его жажда подвига принимает педагогическое направление, и это педагогическое стремление развивается во все более обширных сферах действия, направленных к великим целям. Высшая цель воспитания и высшее прозрение философии сходятся, в его глазах, в одной и той же точке: в свободе и самостоятельности человека как органа нравственного порядка мира. Поэтому пути философии и воспитания у Фихте соединяются. «Читающий произведения Фихте, даже самые отвлеченные из них, т.е. изложения наукоучения, воспринимает читаемое прежде всего как проповедь, как властный нравственный императив, и все время чувствует себя учеником и воспитанником захватившего его внимание и его помыслы духа. Этот «внутренне педагогический» характер философствования Фихте роднит его с великим греческим мудрецом. Все философские рассуждения Сократа глубоко проникнуты педагогизмом, майевтикой, желанием побудить слушателя или собеседника самого своими силами продумать высказываемую мысль, обосновать ее, усвоить и затем жить ею» . Смысл философского поведения остался у Фихте тот же, что и у Сократа: философствование и для него, так сказать, высшая школа человечности. Чтобы быть человеком в полном и прямом смысле этого слова, нужно впитать в себя наукоучение и научиться олицетворять собой его принципы. Чтобы обеспечить человечеству достойное его существование, необходимо такое воспитание, которое бы базировалось на наукоучении и проводило в жизнь его принципы. Наукоучение есть фундамент для учения о мудрости и жизни. Но фундамент закладывается для того, чтобы на нем стоял дом; так и наукоучение «науко-поучает», дабы стала возможна «правильная жизнь»: «ведь жизнь является целью, а не спекуляция; эта последняя есть только средство» . Формирование ума действительно происходит, по Фихте, в ходе исследования нравственных понятий, как у Сократа. При абсолютной ясности понятий они становятся убеждениями. Поэтому воспитательная функция философии – выяснять «чистые» понятия. Но Фихте не ограничивается интеллектуализмом, он переносит акцент на волю и убеждения, которые опосредствуют мышление, связывая его с практикой. Истина сильна только тогда, если она стала истинным убеждением человека. Философская проповедь – вот всемирно-историческая задача философии. Вся цель такой проповеди – возбуждать те духовные процессы, которые приводят к исканию. Фихте внес в философию расширенное понятие о творчестве, самостоятельности, в которых он усматривал призвание всякого мыслящего существа. Провозглашая принцип свободы, он думал вызвать им к жизни творческие силы общества. Фихте призывал мышление каждого к постоянному, непрерывному обновлению – творчеству, к созданию «новой Земли и нового неба». Но условием развития творчества является развитие субъективной силы мышления и воли, готовности к использованию и исполнению осознанной необходимости. И то и другое можно достигнуть только воспитанием (включая самовоспитание); отсюда стремление преобразовать воспитание как главное условие национального возрождения и общечеловеческого прогресса. Цель всех сочинений, всей деятельности и всей жизни Фихте состояла в обучении мира правильному, по его убеждению, мышлению, благодаря овладению которым мир превратится в царство свободы, справедливости, процветания и вечного прогресса. Путь к нравственному возрождению погрязшего в эгоизме человечества указан наукоучением, которое одно только способно ввести его в эру науки разума. Фихте наделяет философию мировоззренческой функцией, а философское образование делает важнейшим способом формирования рационального мировоззрения. Образовательная цель философии – воспитывать самостоятельность в познании, развивать познавательные способности. Правильным познанием, в свою очередь, определяется правильное поведение. Будучи человеком действия, Фихте понимал философию не как самоцель, не как размышление ради размышления, а как знание, открывающее человеку его назначение и пути следования ему. Назначение человека состоит не в чистом познании, но в деятельности согласно познанию. Не для праздного созерцания и размышления о самом себе или для рефлексии о благоговейных чувствах находится в этом мире человек. Деятельность, и только деятельность определяет ценность личности. Но деятельность возможна только на основе убеждения, возникающего из прочного знания, даваемого наукой разума – наукоучением. Наукоучение таково, что оно может быть усвоено отнюдь не через одну лишь букву, но только через дух, ибо его основные идеи в каждом, кто его изучает, должны быть порождены творческой силой воображения. Ведь иначе и не может обстоять с наукой, достигающей последних оснований человеческого познания, поскольку все дело человеческого духа исходит из силы воображения, а сила воображения постигается не иначе как силой воображения. Наукоучение должно исчерпать собой всего человека, и потому оно может быть постигнуто только всей целостностью его совокупной способности. Оно не может стать общедоступной философией, пока образование убивает у великого множества людей одну способность души в угоду другой, силу воображения в угоду рассудку, рассудок в угоду воображению, или то и другое в угоду памяти. Чтобы наукоучение стало доступным всем людям, необходимо коренным образом реформировать воспитание. Главною целью и предметом сознательного намерения в воспитании должно быть развитие с ранней юности внутренних сил воспитанника. Образовывать человека надо для его собственной пользы и как орудие его собственной воли, а не как бездушное средство для других. Образование целостного человека с его ранней юности – вот единственный путь к распространению философии. Во «Втором введении в наукоучение» (1797) Фихте об этом писал: «Если главной целью и предметом обдуманного намерения в воспитании будет с самой ранней юности только развивать внутренние силы воспитанника, а не давать им однобокое направление; если начнут образовывать человека для его собственной пользы и как орудие для его собственной воли, а не как бездушное орудие для других, тогда наукоучение будет всем понятно, и понятно без труда. Образование целостного человека, начиная с его ранней юности, – вот единственный путь к распространению философии. Прежде всего, воспитание должно удовольствоваться тем, чтобы быть скорее отрицательным, чем положительным; быть только взаимодействием с воспитанником, а не воздействием на него. Воспитание должно, по крайней мере, постоянно ставить себе первое, как цель, и становиться вторым, лишь в том случае, когда оно не может быть первым. Иначе воспитание только добивается годности для других, не принимая во внимание того, что принцип годности лежит равным образом в индивиде, и таким образом в ранней юности вырывает с корнем росток самостоятельности и приучает человека никогда не приходить в движение самому, а ожидать первого толчка извне» . Итак, педагогический компонент творчества Фихте отличается широтой проблематики и глубиной постановок и решений поднятых им вопросов. Все они сообразуются с педагогико-антропологической составляющей его философии – наукоучением. Наукоучение есть способ обретения человеком и человечеством способности здравомыслия и, стало быть, совершенной жизни, ее справедливого устройства. Для достижения этого идеала наукоучение должен усвоить каждый человек в мире. «Наукоучение является, – говорит Фихте, – нашим орудием, нашей рукой, нашей ногой, нашим оком; и даже оком нашим оно не является, а лишь ясностью взора. Предметом усвоения наукоучение делается только для того, кто его еще не имеет. Только ради этого излагается наукоучение в словах. Кто его обрел, тот, поскольку только он глядит в самого себя, не говорит уже о нем, а изживает, делает, практикует его во всем своем остальном знании. Строго говоря, его даже не имеют, а им бывают, и никто не имеет его раньше, чем сам не станет им» . Философия у Фихте неотторжима от психологии. Фактически они едины. Философская сторона выступала как теоретическая, а психологическая – как практическая одного и того же движения мысли. Фихте наделяет философию мировоззренческой функцией, а философское образование делает важнейшим способом формирования рационального мировоззрения. Образовательная цель философии – руководить познавательной самостоятельностью, развивать познавательные способности. Это необходимо не само по себе, а как единственная гарантия построения поведения на рационалистической основе. Ибо Фихте извлекает максимы поведения оттуда, откуда извлекаются максимы знания. Фихте создал в рамках сначала субъективного, а позднее – своеобразной версии объективного идеализма «воспитательную философию», служившую одновременно четко профилированной, детализированной и конкретизированной педагогической антропологией.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Воспитательный смысл и образовательное назначение философии Фихте» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»