Ранний Фихте. В 1793 г. Фихте публикует две работы, которыми заявляет о себе в качестве ярого кантианца и смелого политического мыслителя. Это «Требования к правителям Европы возвратить свободу мысли, которую они до сих пор подавляли» и «К исправлению суждения публики о французской революции». Уже в этих ранних произведениях Фихте формулирует понятие личности как единства свободной мысли и свободной воли. Проявление свободы мышления, равно как и проявление свободы воли, есть внутренняя составная часть личности. Есть необходимое условие, при наличии которого человек может сказать, что он есть, что он – самостоятельное существо. Вполне в духе Канта разрабатывается здесь также понятия мудрости и справедливости как совершенно необходимых предпосылок счастливой личности и благополучного общества. Иначе, вырвавшись из темницы деспота, люди сами начнут убивать друг друга обломками своих сорванных оков. Среди ранних работ философа заслуживает особенного внимания «План учреждения школы ораторского искусства» (1789). Фихте разработал этот план организации школы ораторского искусства в Цюрихе. В нем содержательно и конкретно раскрываются два понятия педагогики Фихте – «ясность и определенность мысли» и «убеждение». Эти важнейшие категории пройдут красной нитью через все его творчество. Без убеждений нет личности. Убеждение же для Фихте прочно в той мере, в какой оно ясно. «У меня, – говорит Фихте, – движение сердца истекает только из полной ясности, и не может случиться, чтобы достигнутая ясность не овладела вместе с тем моим сердцем». Зрелость. Наукоучение. В 1794 году Фихте опубликовал в качестве пособия для студентов очерк «О понятии наукоучения или так называемой философии», а также трактат «Основа общего наукоучения» – центральное произведение всего цикла работ о наукоучении. В 1795–1796 годах вышли еще два труда, в которых развивалось наукоучение, – «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности» и «Основы естественного права». Продолжая кантовское построение педагогической антропологии, Фихте выдвинул задачу создания науки обо всех стремлениях и потребностях человека как необходимой предпосылки целесообразного воспитания. Он назвал ее наукоучением. Фихте понимал свою философию как самосознание сознания. Наукоучение было предназначено объединить мысль с делом, знание со свободой. Знание, свобода и образование в широком смысле слова составляют у Фихте абсолютное единство. Философия Фихте носит педагогический характер. Фихте создал демократический вариант идеалистической философии, краеугольным камнем которого является понятие свободы. Оно соединяет в себе принцип самостоятельности, принцип деятельности (делай все сам!) и принцип нравственности. Принципы самостоятельности мышления и деятельности суть требование обрести свободу собственными силами, а не получить ее из чьих-то рук в качестве дара. Стремление все сделать самому, все проверить собственным умом и опереться во всем на самого себя – это характерные черты именно умонастроения классической эпохи в истории западной духовности. В 1795 году Фихте публикует сочинение «О достоинстве человека (речь, сказанная Фихте в заключение его философских лекций 1794 г.)». Его следует рассматривать как этический компонент «Очерка особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности» и как составную часть идейного корпуса этико-педагогических идей, изложенных в книге «О назначении человека». «Основы естественного права согласно принципам наукоучения» Фихте публикует в 1796 году. Здесь, в частности, рассматривается проблема социального и биологического в человеке. Фихте задается вопросом, «почему, в силу каких морфологических преимуществ человеческое тело способно сделаться в ходе воспитания разумным, а животное, даже самое развитое, нет? В чем, стало быть, надлежит видеть принципиальное отличие разумного от животного начала в человеке?» . В 1798 году выходит в свет «Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения». В этой работе Фихте рассматривает последовательные этапы, какие проходит человек, поднимаясь от низших ступеней нравственного развития к высшим. Возвышение человека от этапа спонтанных чувственных влечений до свободы и есть процесс нравственного воспитания. Без нравственного воспитания невозможно осуществление назначения человека как человека, назначения ученого и назначения художника. Между тем конечная цель воспитания – дать человеку реализовать свое назначение. Стало быть, без нравственного выковывания личности цель воспитания недостижима. Центральным понятием своей этики, как и учения о воспитании, Фихте сделал понятие свободы. Нравственный закон Фихте требует в каждом человеке видеть свободное существо, т.е. к каждому без исключения относиться как к цели, а не как к средству. В 1800 году увидели свет две работы Фихте – «Назначение человека» и «Замкнутое торговое государство». В «Назначении человека» развиваются идеи, которые Фихте сформулировал еще в 1794 году в речи «О достоинстве человека» (опубликована в 1795 году как приложение к «Очерку особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности»). Они получают дополнительную разработку в статьях «О назначении ученого» и «Об обязанностях художника». Сущность человека предстает здесь как ученичество и учительствование. Это – идея воздействия всего человеческого рода на самого себя. Идея усердного соревнования в «давании» и «получении» («самое благородное, что может выпасть на долю человека»). Идея всеобщего сцепления друг с другом бесконечного числа людей, общий двигатель которых – свобода. Лучшее в природе человека – потребность в созидании и совершенствовании себя и жизни. Эта потребность в творчестве вызывается к жизни с помощью воссоздающего воображения при условии общей направленности личности к добру. Потребность в творчестве, разъяснял Фихте в работе «Замкнутое торговое государство», связана с умением удивляться. Фактически с удивления и начинается познание. Тем самым человек преодолевает инерцию сознания, привычного обыденного «здравого» смысла. Во исполнение воспитательного назначения своей философии Фихте предпринял множество попыток ее популяризации. «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: попытка принудить читателя к пониманию» (1801) представляет собой одну из наиболее «педагогизированных» попыток этого рода. В «Ясном, как солнце, сообщении» Фихте применил педагогические средства просвещения, которые обладают ценностью как сами по себе, так и в качестве примера практического их применения к сложному материалу обучения. В педагогическом отношении «Ясное, как солнце, сообщение» можно характеризовать как уроки мышления и как уроки мышления о мышлении, т.е. уроки философии. Здесь же рассмотрены цели и содержание, а не только методы обучения философии. Значительная часть этой проблематики составляет костяк дидактики как теории обучения в целом. Остальное содержание представляет собой материал для решения вопросов философского образования, как высшего, так и среднего. В 1806 году была опубликована работа Фихте «Основные черты современной эпохи». В ее основу положены лекции, которые Фихте читал в Берлине зимой 1804–1805 годов. В педагогическом отношении «Основные черты» особенно важны и интересны концепцией правильного чтения и развития духа. Пассивное чтение разрушает личность; развивает ее чтение как труд и творчество, как критическая работа мысли и чувства. В интеллектуальные процессы восприятия и творчества необходимо включить чувства. Открой человеку наслаждение от труда души – и ты дашь ему одно из величайших радостей жизни – радость смелой, оригинальной, ясной, правильной мысли. Провозглашенные цели не достигаются с помощью драматических постановок, поскольку они предполагают лишь повторение готового текста и приучают к тщеславию сценического успеха. Поздний Фихте. Во время оккупации Пруссии наполеоновскими войсками в 1807 году Фихте обращается с «Речами к немецкой нации», призывая соотечественников к освободительному движению (опубликованы в 1808 году). Буквально под штыками французов Фихте, слегка вуалируя свою цель прозрачным эзоповским языком, учил свой народ, как надобно избавиться от французского ига. Фихте требовал активного действия, призывал к действию и доказывал близость и возможность победы. В чем же усматривал он эту возможность и притом единственную возможность спасения? В воспитании. «Речи» – главное собственное педагогико-антропологическое и дидактическое произведение Фихте. Именно здесь сформулирована им его версия песталоццианской концепции элементного образования . Завоеванная Наполеоном Германия может спастись только воспитанием! В письме тайному советнику, канцлеру министерства юстиции Пруссии К.Ф. фон Бойме (1765–1838) Фихте писал в январе 1808 года: «Из ничего и будет ничего, и не существует средостения между прямыми противоположностями; поэтому я, как и прежде, полагаю, дражайший друг, что без совершенного перерождения всего нашего сознания, т.е. благодаря всепроницающему воспитанию, не дождаться нам спасения ни от каких больших или меньших успехов» . Чтобы наступил в Германии новый период всемирной истории, необходима хорошая система общественного воспитания по Песталоцци. Вот – основа единства самосознания Германии, ее сохранения, ее объединения. «Фихте Наполеону противопоставил Песталоцци и уверял, что Песталоцци сильнее всех завоевателей на свете», – писал Ю.И. Айхенвальд в «Очерке педагогических воззрений И.Г. Фихте» . В «Речах» Фихте подробно анализирует и пропагандирует педагогику «созерцания и элементов» Песталоцци как лучшее из всего, чем располагает мировая педагогика. В отличие от Платона, Руссо, Базедова и самого Песталоцци, Фихте говорит не просто о пользе воспитания, а о новых путях, средствах, формах национального возрождения. Воспитание требует полной реформы и притом в двух направлениях: в объеме и содержании. Объем – национальный, народный (принцип культуросообразного воспитания), содержание же – средство действительного формирования человеческой личности (принцип природосообразного воспитания). Национальная идея Фихте носила ярко выраженный педагогический характер. Воспитание требует полной реформы и притом в двух направлениях: в объеме и содержании. Объем – национальный, народный (предвосхищение дистервеговского принципа культуросообразного воспитания), содержание же – средство действительного формирования человеческой личности. Первая и главная часть нового воспитания состоит в руководстве ребенком при самостоятельном уяснении им своих ощущений, потом – наблюдений и при формировании телесной ловкости. Следующая, вторая часть национального воспитания, надстраивающаяся над первой, – нравственное воспитание. Р. Яхман (1747–1843), ученик и душеприказчик И. Канта, правильно понял «Речи к немецкой нации». Национальная школа, национальное воспитание – это не что-то, имеющее отношение к формированию чувств национальной исключительности и т.п., а только – общенародное, т.е. для всех без единого исключения граждан предназначенное воспитание. Яхман понял, что Фихте говорит о единой школе, и именно эту трактовку «Речей» положил в основу своих демократических требований реформы общенародной системы образования. Взывая к национальной гордости своего народа во времена его военного и политического поражения, Фихте требовал от него стать образцом и маяком для других народов в области культуры, в достижениях нравственного совершенствования, в деле воспитания и образования. Куно Фишер (1824–1907) показал, что в «Речах» обосновывается необходимость полного реформирования школьного дела как мировая задача и как национальная. Возрождение немецкого народа рассматривается Фихте как путь внутреннего перерождения человечества, путь к нему. Надо быть абсолютным пошляком и идиотом, чтобы разглядеть в этой идее националистическую подоплеку. Призвать своей народ стать примером для подражания не означает призвать его быть хозяином мира . Фихтевский план национального воспитания состоит в том, что, в отличие от представителей Французской революции, которые предполагали сначала захват власти и изменение политической ситуации, а потом уже осуществление воспитания, Фихте менял эту последовательность местами . Фихте тщательно ищет и разрабатывает воспитательные средства преобразования мира. Новое воспитание, развернутый план которого изложен Фихте в «Речах к немецкой нации», обязано образовать в воспитаннике твердую и непогрешимую добрую волю. Но для этого его должна увлечь нравственная цель, которая всецело захватывает его лишь тогда, когда он сам рисует ее образ. А для последнего нужна интеллектуальная самодеятельность, созревающая только при полном и гармоничном развитии всех человеческих способностей. «Факты сознания» (1810–1811). В курсе лекций «Факты сознания» Фихте рассматривает проблемы восприятия, воображения, мышления, созерцания. Экскурсы в историю становления сознания личности (онтогенез сознания) отличаются изумляющей глубиной и делают эту работу Фихте особенно интересной для специалистов для педагогической антропологии. Наряду с необходимой теоретической разработкой указанных вопросов Фихте дает в «Фактах сознания» ценные методические указания по формированию и развитию способностей, психических свойств и качеств личности. Ряд его замечаний и соображений о путях интеллектуального развития подталкивают к важным дидактическим и методическим выводам. Фихте создал воспитательную философию, представляющую собой одновременно всеобъемлющую, глубоко продуманную и детально разработанную педагогическую антропологию. Именно в данном произведении Фихте подробно разрабатывает понятие «непосредственного созерцания», центральной категории в системе Песталоцци. Без этой разработки невозможно понять многие места в «Речах к немецкой нации», где говорится о системе Песталоцци. Фихте то соглашается с трактовкой Песталоцци этого понятия, то поправляет швейцарского педагога с позиций своей собственной системы. Из «Фактов сознания» следует, что педагогическая антропология должна дополняться (одновременно создаваясь) педагогикой как наукой о «развитии и удовлетворении человеческих стремлений и потребностей». К педагогической антропологии примыкает философско-историческое исследование целей воспитания. Фихте требовал дедукции целей и из потребностей человека, и из запросов настоящего состояния общества, и из нужд его будущего. Педагогико-технологические знания (багаж средств воспитания) дает теоретический анализ исторически-конкретной практики. В 1811 году появляется в печати брошюра «О единственно возможном нарушении академической свободы». Как ректор Берлинского университета и профессор философии Фихте был обеспокоен деятельностью «буршеншафтов», землячеств, «орденов» – студенческих союзов, использовавших пробуждение национального самосознания и возрождение восторженного увлечения идеями свободы во время столкновения с Францией для идеологической маскировки самого разнузданного антиобщественного поведения. Буршеншафты объединяли «золотую молодежь», сынков знати и нуворишей, уверенных в могуществе денег, на которые они покупали себе университетское образование, не обременяя себя учебой. Попойки, дуэли, избиение недовольных ими граждан, полная нравственная распущенность характеризовали их «активность» . Фихте пользуется очень эффективным приемом убеждения: он становится целиком на точку зрения своего идейного противника, освещает мотивы его поступков «изнутри» самих этих поступков, разворачивает всю систему его самооправдательных аргументов. И поскольку делается это Фихте очень серьезно, очень точно и правдиво, им достигается разоблачение самих оснований нежелательного для педагога образа действий молодого человека. При этом Фихте проявил прекрасное знание и понимание специфики юношеской психологии. Жажда дружбы, отваги, подвига могут при условии некритичности молодого человека приводить к беде. Тактично и твердо Фихте показывает вред разоблачаемой им линии поведения для самих же его «носителей», для окружающих, для университета в целом. Предельной убедительности этого выступления служит также бескорыстие, личная незаинтересованность его автора, выступающего только защитником лучшей части студенчества (а по сути дела – демократической его части) от худшей. Фихте взывает к высоким мотивам, он пользуется богатой палитрой педагогических средств воздействия. Он поддерживает и укрепляет страдающих. Неоспоримыми фактами и доводами он делает смешными и жалкими виновных – и притом смешными и жалкими в их собственных глазах. Фихте перемежает самый простой и искренний тон иронией, бытовую деталь – высокой и чистой патетикой, объективно бесстрастное рассмотрение проблем высшего образования – нотами личной боли. Фихте-громовержец сочетается с земным и все понимающим Фихте, что придает неотразимую силу воздействия его правдивому и свободному слову. Генрих Гейне точно характеризовал благотворное влияние Фихте на молодежь: «Сочинения Фихте были проникнуты гордой независимостью, любовью к свободе, мужественным достоинством, оказавшим благодетельное влияние, особенно на молодежь» . В работе 1813 года «Учение о государстве, или Об отношении первоначального государства к царству разума» Фихте подробно развивал идею государственного воспитания, выдвинутую им прежде. Уже в ранних своих работах Фихте утверждал, что единственная цель государства – воспитание человека в духе свободы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные вехи педагогического творчества Фихте» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»