ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія релігії

Религия и социальное неравенство
Можно согласиться с выводом Б. Барбера, что в западных обществах христианская вера в идеале нашла выражение в таких принципах как "братство людей во Христе" и "священство всех верующих"(в протестантизме), что имело своим важным последствием значительное уменьшение фактического неравенства в том, что касается религии. Впрочем, "в реальной социальной действительности неравенство в других измерениях стратификации, вероятно, постоянно мешало осуществлению христианского идеала полного равенства в религиозной и ри-

269
туальной чистоте, причем в прошлом, пожалуй, в большей степени, чем ныне, хотя нам по-прежнему еще далеко до наступления "царства божия " в этом отноше-нии"1.
Религия в ее отношении к социальному неравенству и стратификации должна быть рассмотрена в связи с проблемой легитимации неравенства в важнейших формах его проявления в обществе. Один возможный вариант - оправдание неравенства, когда оно не считается несправедливостью, поскольку временное неравенство в земной жиз-ни вознаграждается в последующем. На этом представлении строится кастовая система.
Иначе обстоит дело в обществах, которые идеологически утверждают равенство всех людей и в которых тем не менее существуют социальное расслоение и неравенст-во. Можно оправдывать такое положение ссылкой на различие индивидуальных спо-собностей (как это часто и делается) и сводить проблему равенства к равным "старто-вым возможностям". В какой-то мере такая легитимация может быть эффективной в обществах с высокой вертикальной мобильностью, чтобы можно было рассматривать достижение высокого положения как результат индивидуальных усилий. В обществах с малоподвижной системой стратификации чаще всего легитимация осуществляется по-средством сакрализации существующего порядка, социально обусловленного неравен-ства. При этом возможны два типа религиозной легитимации социального неравенства: в одном случае оно обосновывается как Богом установленный порядок вещей, в другом - как нечто связанное с нарушением божественных установлений. С точки зрения хри-стианства "святость", обладание блаженством не связаны с положением индивида в системе социальной стратификации ("Многие же будут первые последними, а послед-ние - первыми" [Мф. 19:30].
В христианстве проблема оправдания неравенства решается как проблема тео-дицеи, оправдания Бога перед лицом зла, царящего в мире. Эта проблема решается христианством в ходе его долгой истории, на протяжении которой не раз ПРОИСХО-ДИЛИ) кардинальные изменения в системе социальной стратификации; 'Во введении к "Хозяйственной этике мировых религий" Вебер приводит блестящий пример анализа проблемы теодицеи в контексте социальной психологии мировых религий. Он рас-
' Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мо-бильности//Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С 240.

270
сматривает связь между религиозной этикой и интересами разных социальных слоев: религия "бедных" отличается от религии "богатых".
Вебер показывает, что развитие рациональной религиозной этики именно в об-ладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется их положением в об-ществе. Представители обеспеченных слоев, пользующихся почестями и властью, обычно создают свою сословную легенду об особых достоинствах, достающихся в силу благородства происхождения; сам характер жизни этих слоев питает их чувство собст-венного достоинства. Напротив, слои социально угнетенные, место которых в обществе оценивается негативно, основывают свое достоинство прежде всего на вере в свою миссию, которая осуществится тогда, когда все переменится и восторжествует справед-ливость, - те, кто презираются как " последние", станут "первыми".
Верующие из низших слоев больше склонны к ориентации на потусторонний мири вознаграждение в жизни иной. Они чаше испытывают страдания, соприкасаясь с социальной системой, и острее ощущают это как несправедливость, а потому склонны рассматривать посюсторонний мир как область действия злых сил, сатаны. Они нуж-даются в утверждении некой глубокой справедливости или смысла, который в конеч-ном счете возобладает: добро должно победить зло. Привязанность к "другому миру" знаменует их отказ от погони за мирским успехом, но отказ на условии, что он сулит нечто большее, чем то, от чего здесь приходится отказываться.
Напротив, теодицеи высших слоев - это теодицеи "хорошей судьбы", а не отчая-ния и бегства: удачливый хочет знать, что его удача - не слепой случай, а заслуженная награда. У высших слоев экономическое процветание рассматривается как знак мило-сти Божьей, у низших неискоренимо подозрительное или негативное отношение к бо-гатству, в котором часто видят корень зла и угрозу "гибели".
Итак, в каждом обществе, где члены разных социальных слоев исповедуют об-щую религию, существует тенденция к образованию ее модификаций и реинтерпрета-ций применительно к интересам и ценностям каждой социально-экономической груп-пы.
Согласно Э. Трёльчу, "секты", стоящие на позициях неприятия и осуждения "мира", находят опору в низших социальных слоях, тогда как "церкви", благословляю-щие существующие порядки, - в высших и средних.
Социальная стратификация получает отражение в религиозном мировоззрении, которое в социальном плане может быть ориентиро-

271
вано существенно различным образом: 1) на воздаяние только в посмертной жизни, поскольку в "этой" остается только нести каждому свой "крест", бремя испыта-ний, потому что "здесь" ничего изменить нельзя; это позиция социальной пассивности; 2) на продвижение к более гуманному обществу усилиями человека, следующего боже-ственным заповедям и делающего все о него зависящее, чтобы приблизить "Царство Божье": мирская эсхатология социального оптимизма; 3) еще одна разновидность мир-ской эсхатологии - милленаризм (от лат. millenium - тысячелетие): спасение ожидается в пределах истории, но не путем постепенного, "эволюционного" совершенствования того, что есть, а путем ухода из "мира греха и зла" или его разрушения под водительст-вом Высшей силы; нынешнее общество уже на пороге этого полного преображения всей жизни, оно наступит скоро и начнется "тысячелетнее Царство Божье" на земле; 4) самая радикальная разновидность эсхатологии - апокалиптическая: свершится послед-ний и страшный суд, с ним закончится бег времени, зло будет наказано, а добро вос-торжествует.
С религиозным мировоззрением связана установка на движение членов религи-озных групп вверх или вниз в стратификационной системе, т.е. на социальную мобиль-ность.
Социальная мобильность существует в большем или меньшем объеме во всех обществах на разных стадиях истории. В прошлом мобильность осуществлялась в не-большом объеме, т.е. движение вверх или вниз касалось лишь немногих. В ходе соци-ального развития эти возможности расширяются. Изменяются не только объемы, но и каналы социальной мобильности.
Такой традиционный канал мобильности, как продвижение по социальной лест-нице с помощью религиозных ролей, продолжает надежно служить и сегодня, хотя час-то в несколько модернизированной форме.
Церковные должности разного уровня для разных слоев служили и продолжают служить часто одним из немногих шансов занять "положение" и продвинуться вверх в обществах, где сильны сословные традиции. Церковные учебные учреждения часто выполняли важную функцию, создавая предпосылки для успешной карьеры способных, но неродовитых и бедных молодых людей.
Нехватка священников сегодня, например у католической церкви, объясняется наряду с прочим еще и тем, что стало больше каналов для продвижения вверх в связи с развитием светского образования.
Несмотря на существование христианского идеала равенства всех людей, в об-ществе до последнего времени доминировала норма, не одобряющая социальную мо-бильность: человек не должен

272
стремиться к продвижению для себя лично. В любой, в том числе и религиозной, форме понимание общества как социального организма, построенного по иерархиче-скому признаку, обосновывало и оправдывало неподвижность социальной структуры в целом и неизменность положения, занимаемого в ней каждым человеком (в индуизме это кастовая норма, в христианстве - идея божественного порядка: "каждый оставайся в своем звании"). Религия в совокупности с другими переменными - один из факторов, формирующих "стиль жизни".

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия и социальное неравенство» з дисципліни «Соціологія релігії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вибір конфігурації систем комп’ютерної телефонії
Поділ іменників на відміни
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги


Категорія: Соціологія релігії | Додав: koljan (16.12.2012)
Переглядів: 1752 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП