Можно согласиться с выводом Б. Барбера, что в западных обществах христианская вера в идеале нашла выражение в таких принципах как "братство людей во Христе" и "священство всех верующих"(в протестантизме), что имело своим важным последствием значительное уменьшение фактического неравенства в том, что касается религии. Впрочем, "в реальной социальной действительности неравенство в других измерениях стратификации, вероятно, постоянно мешало осуществлению христианского идеала полного равенства в религиозной и ри-
269 туальной чистоте, причем в прошлом, пожалуй, в большей степени, чем ныне, хотя нам по-прежнему еще далеко до наступления "царства божия " в этом отноше-нии"1. Религия в ее отношении к социальному неравенству и стратификации должна быть рассмотрена в связи с проблемой легитимации неравенства в важнейших формах его проявления в обществе. Один возможный вариант - оправдание неравенства, когда оно не считается несправедливостью, поскольку временное неравенство в земной жиз-ни вознаграждается в последующем. На этом представлении строится кастовая система. Иначе обстоит дело в обществах, которые идеологически утверждают равенство всех людей и в которых тем не менее существуют социальное расслоение и неравенст-во. Можно оправдывать такое положение ссылкой на различие индивидуальных спо-собностей (как это часто и делается) и сводить проблему равенства к равным "старто-вым возможностям". В какой-то мере такая легитимация может быть эффективной в обществах с высокой вертикальной мобильностью, чтобы можно было рассматривать достижение высокого положения как результат индивидуальных усилий. В обществах с малоподвижной системой стратификации чаще всего легитимация осуществляется по-средством сакрализации существующего порядка, социально обусловленного неравен-ства. При этом возможны два типа религиозной легитимации социального неравенства: в одном случае оно обосновывается как Богом установленный порядок вещей, в другом - как нечто связанное с нарушением божественных установлений. С точки зрения хри-стианства "святость", обладание блаженством не связаны с положением индивида в системе социальной стратификации ("Многие же будут первые последними, а послед-ние - первыми" [Мф. 19:30]. В христианстве проблема оправдания неравенства решается как проблема тео-дицеи, оправдания Бога перед лицом зла, царящего в мире. Эта проблема решается христианством в ходе его долгой истории, на протяжении которой не раз ПРОИСХО-ДИЛИ) кардинальные изменения в системе социальной стратификации; 'Во введении к "Хозяйственной этике мировых религий" Вебер приводит блестящий пример анализа проблемы теодицеи в контексте социальной психологии мировых религий. Он рас- ' Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мо-бильности//Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С 240.
270 сматривает связь между религиозной этикой и интересами разных социальных слоев: религия "бедных" отличается от религии "богатых". Вебер показывает, что развитие рациональной религиозной этики именно в об-ладающих меньшей социальной значимостью слоях объясняется их положением в об-ществе. Представители обеспеченных слоев, пользующихся почестями и властью, обычно создают свою сословную легенду об особых достоинствах, достающихся в силу благородства происхождения; сам характер жизни этих слоев питает их чувство собст-венного достоинства. Напротив, слои социально угнетенные, место которых в обществе оценивается негативно, основывают свое достоинство прежде всего на вере в свою миссию, которая осуществится тогда, когда все переменится и восторжествует справед-ливость, - те, кто презираются как " последние", станут "первыми". Верующие из низших слоев больше склонны к ориентации на потусторонний мири вознаграждение в жизни иной. Они чаше испытывают страдания, соприкасаясь с социальной системой, и острее ощущают это как несправедливость, а потому склонны рассматривать посюсторонний мир как область действия злых сил, сатаны. Они нуж-даются в утверждении некой глубокой справедливости или смысла, который в конеч-ном счете возобладает: добро должно победить зло. Привязанность к "другому миру" знаменует их отказ от погони за мирским успехом, но отказ на условии, что он сулит нечто большее, чем то, от чего здесь приходится отказываться. Напротив, теодицеи высших слоев - это теодицеи "хорошей судьбы", а не отчая-ния и бегства: удачливый хочет знать, что его удача - не слепой случай, а заслуженная награда. У высших слоев экономическое процветание рассматривается как знак мило-сти Божьей, у низших неискоренимо подозрительное или негативное отношение к бо-гатству, в котором часто видят корень зла и угрозу "гибели". Итак, в каждом обществе, где члены разных социальных слоев исповедуют об-щую религию, существует тенденция к образованию ее модификаций и реинтерпрета-ций применительно к интересам и ценностям каждой социально-экономической груп-пы. Согласно Э. Трёльчу, "секты", стоящие на позициях неприятия и осуждения "мира", находят опору в низших социальных слоях, тогда как "церкви", благословляю-щие существующие порядки, - в высших и средних. Социальная стратификация получает отражение в религиозном мировоззрении, которое в социальном плане может быть ориентиро-
271 вано существенно различным образом: 1) на воздаяние только в посмертной жизни, поскольку в "этой" остается только нести каждому свой "крест", бремя испыта-ний, потому что "здесь" ничего изменить нельзя; это позиция социальной пассивности; 2) на продвижение к более гуманному обществу усилиями человека, следующего боже-ственным заповедям и делающего все о него зависящее, чтобы приблизить "Царство Божье": мирская эсхатология социального оптимизма; 3) еще одна разновидность мир-ской эсхатологии - милленаризм (от лат. millenium - тысячелетие): спасение ожидается в пределах истории, но не путем постепенного, "эволюционного" совершенствования того, что есть, а путем ухода из "мира греха и зла" или его разрушения под водительст-вом Высшей силы; нынешнее общество уже на пороге этого полного преображения всей жизни, оно наступит скоро и начнется "тысячелетнее Царство Божье" на земле; 4) самая радикальная разновидность эсхатологии - апокалиптическая: свершится послед-ний и страшный суд, с ним закончится бег времени, зло будет наказано, а добро вос-торжествует. С религиозным мировоззрением связана установка на движение членов религи-озных групп вверх или вниз в стратификационной системе, т.е. на социальную мобиль-ность. Социальная мобильность существует в большем или меньшем объеме во всех обществах на разных стадиях истории. В прошлом мобильность осуществлялась в не-большом объеме, т.е. движение вверх или вниз касалось лишь немногих. В ходе соци-ального развития эти возможности расширяются. Изменяются не только объемы, но и каналы социальной мобильности. Такой традиционный канал мобильности, как продвижение по социальной лест-нице с помощью религиозных ролей, продолжает надежно служить и сегодня, хотя час-то в несколько модернизированной форме. Церковные должности разного уровня для разных слоев служили и продолжают служить часто одним из немногих шансов занять "положение" и продвинуться вверх в обществах, где сильны сословные традиции. Церковные учебные учреждения часто выполняли важную функцию, создавая предпосылки для успешной карьеры способных, но неродовитых и бедных молодых людей. Нехватка священников сегодня, например у католической церкви, объясняется наряду с прочим еще и тем, что стало больше каналов для продвижения вверх в связи с развитием светского образования. Несмотря на существование христианского идеала равенства всех людей, в об-ществе до последнего времени доминировала норма, не одобряющая социальную мо-бильность: человек не должен
272 стремиться к продвижению для себя лично. В любой, в том числе и религиозной, форме понимание общества как социального организма, построенного по иерархиче-скому признаку, обосновывало и оправдывало неподвижность социальной структуры в целом и неизменность положения, занимаемого в ней каждым человеком (в индуизме это кастовая норма, в христианстве - идея божественного порядка: "каждый оставайся в своем звании"). Религия в совокупности с другими переменными - один из факторов, формирующих "стиль жизни".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия и социальное неравенство» з дисципліни «Соціологія релігії»