Уже во времена раннего христианства возникли и существовали в более или ме-нее модифицированном виде дожившие до наших дней различные социологические формы его выражения по-
216 мимо церкви. Преобладал тип общины, живущей в мире с обществом и не предъявлявшей своим членам каких-то из ряда вон выходящих требований, мучениче-ских подвигов во имя веры. Наряду с этим существовали радикальные группы, как пра-вило небольшие, которые противопоставляли себя обществу, отвергали всякий ком-промисс с "миром", для которых венец мученика был образцом настоящей веры. По-скольку доминировал первый тип общины, о втором говорили как о меньшинствах, используя такие понятия, как "сектанты", "схизматики", т.е. отклоняющиеся от обыч-ной нормы, поначалу не вкладывая в эти понятия негативного смысла, который данные понятия приобрели позже, превратившись в оружие внутрицерковной борьбы. Чтобы придать понятию "секта" негативный смысл, его связывали с латинским sectare - разде-лять, тогда как на самом деле оно происходит от латинского secvi- следовать. Немецкий социолог и историк Э. Трёльч в работе "Социальные учения христи-анских церквей и групп" (1912) показал, что тексты Нового Завета позволяют устано-вить существование по меньшей мере двух организационных форм христианской рели-гии того времени: церкви и секты. Они самостоятельны в том смысле, что не являются порождением, модификацией, искажением одна другой. Трёльч воспринимал церковь и секту как различные способы социального самовыражения религиозной идеи. Расхож-дения в понимании христианской идеи и ее этических требований оформляются в раз-личных способах религиозной организации. Трёльч стремился установить корреляцию для европейской христианской культуры между определенными образцами (моделями) организации соответствующими особенностями теологической ориентации (вероуче-ния) и специфическим взглядом на общество и отношением к нему. Вебер разделял этот подход. В работе "Хозяйство и общество" он разработал со-циологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем группам признаков: 1) отношение к "миру"; 2) критерий членства; 3) организационная структура. Религиозная группа представляет собой "церковь" или "секту" прежде всего в зависимости от того, каким образом она определяет свое отношение к "миру" и свое место в нем. Если она не противопоставляет себя миру, если приемлет его культуру и соглашается с его порядками, добиваясь того, чтобы стать универсальной организаци-ей, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью. Когда Вебер в этом контексте говорит о стремлении ре-
217 лигиозной организации к универсальности, то он имеет в виду преследуемую ею цель – максимального включения в свои ряды членов данного общества. Эта цель в Средние века была практически достигнута. Такая универсальность достается ценой отступления от максимально высоких требований, предъявляемых членам организации. Церковь должна была идти на послабления и компромиссы в требовании соблюдения своими членами христианских ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда доста-точно остро обнаруживалось расхождение между светской моралью и церковными ценностями (например, в области сексуальной морали, использования насилия в борьбе с "врагами" и т.д.). Церковь, теология должны были находить средства сглаживания таких расхождений. Секта, напротив, тяготеет к неприятию, осуждению "мира", мирских порядков. По выражению Вебера, в отличие от церкви секта не стремится к универсальности, она хочет быть общиной "избранных". Секты являются эксклюзивными группами, тогда как церкви - инклюзивными. Церкви предъявляют умеренные требования к своим членам. Критерии членства в них таковы, что практически каждый может быть и оставаться членом церкви, за ис-ключением еретиков и богохульников. Крещение в детском возрасте - логическое след-ствие такой позиции. Церковь обращается ко всем членам общества, ее требования от-носительно участия в специфических церковных действиях достаточно умеренны, она требует соблюдения дисциплины и послушания в необременительных пределах. Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое реше-ние. Отсюда, например, у баптистов - крещение взрослых. Членами секты становятся не по рождению, а по сознательному обращению к вере; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления. Обычно необходимым считается "обращение" - как свидетельство того, что всту-пающий преобразуется из "падшего", "поврежденного" состояния. Община уста-навливает также требование, которое касается отношения вступающего к нечленам сек-ты, к "миру". Оно основывается на представлении об избранности "сохраняющих вер-ность Богу", избегающих разного рода соблазнов и составляющих "народ Божий". Нарушение моральных принципов группы или отступление от учения наказыва-ется исключением из группы. Считается, что спасение достигается лишь совершенство-ванием, моральной чистотой; и поскольку это требует преодоления мирских соблазнов
218 (алкоголь, курение и т.п.), для секты характерны аскетизм, самоограничение, су-ровость нравов. Этим секта также отличается от церкви, в которой обычно подчеркивается, что спасение дается как Божья милость, а не благодаря индивидуальным заслугам. Соглас-но церковному вероучению благодать передается посредством церковных таинств и, таким образом, находится в распоряжении духовенства. Наконец, церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит к специально подготовленному профессиональному духовенству. В ранней христианской церкви одним из спорных оказался вопрос о том, может ли впавший в грех, но затем раскаявшийся священнослужитель обладать правом совер-шать таинства. Церковь решила этот вопрос бюрократически, признав, что для совер-шения таинств необходима компетенция и обладание правом: таинство действительно, если священник законно занимает свою должность независимо от его личных досто-инств. Секты решили эту проблему противоположным образом, исходя из требований к личным религиозным и моральным качествам своих членов. Внутри секты должны су-ществовать отношения, складывающиеся между людьми, близкими по духу. Лица, за-нимающие те или иные должности, должны по своим качествам им соответствовать. Это предполагается как необходимое условие, хотя понятно, что на практике все, как правило, выглядит не столь идеально. Секта тяготеет к руководителю харизматическо-го, церковь - к руководителю административного типа. Секта теологически ориентирована на фундаментализм, т.е. акцент делается на обладание (восстановление) истинным выражением веры, единственно правильным и законным. Сектантское богослужение допускает спонтанность, менее формализовано , чем церковное, более эмоционально.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Церковь и секта» з дисципліни «Соціологія релігії»