Вебер решает поставленный им вопрос о мотивации поддержания порядка, а шире - о природе традиционалистского типа социальных отношений, вводя понятие харизмы - качества, присущего действиям как ценностно-, так и целерациональным. В своем первичном значении оно сопряжено с понятием магии. Харизмой могут обладать вещи, люди, действия и т.д. Носителями харизмы мо-гут быть очень разные "вещи", но все они так или иначе служат узаконению. Человек, наделенный харизмой, вызывает особое уважение, обладает необычайной притягатель-ностью, служит образцом, ему подражают, за ним следуют, ему подчиняются. Обладать харизмой - значит обладать моральной властью, которую признают не по принуждению и не из выгоды, а по доброй воле. Это и есть та власть, на которой держится социаль-ное согласие, законность: всякий источник признания законности существующего по-рядка в конечном счете, по Веберу, - харизматический. Харизма воспринимается как нечто выходящее за рамки обычного, за пределы "естественно" возможного по человеческим меркам и образует особую область "уни-версума" - особую в том смысле, что здесь возможно невозможное в обычной жизни. С социологической точки зрения существенно, что в первобытной религии харизма выде-ляет ту область реальности, в отношении которой действует установка на уважение. В контакт с этой реальностью человек вступает через ритуал, в отличие от установки на морально нейтральные вещи, подлежащие утилитарному употреблению. Таким обра-зом, первоначально были разграничены два "мира" - природный и сверхприродный, естественный и сверхъестественный. В данном контексте это разграничение является коррелятом "установки на уважение". Вебер анализирует элементы действия, которые связаны с отношением человека к таким образом выделенной области "сверхъестественного": цели, к которым люд и стремятся посредством этих действий; смысл, который они в эти действия вкладывают; их реальные результаты и значение. Сама харизма не есть некая скрытая от глаз, где-то за вещами упрятанная, "ме-тафизическая" сущность - напротив, харизма - эмпирически наблюдаема в своих прояв-лениях. Но в отличие от обычных это такое качество, которое люди придают некото-рым людям и вещам, связывая их со "сверхъестественными", т.е. неэмпирическими, аспектами универсума. Другими словами, помещая
154 их в необычную систему отсчета - религиозную, т.е. такую, в которой человече-ские интересы оказываются вплетенными в представления о сверхъестественном (в том специфическом смысле, о котором здесь идет речь), систему отсчета, в которой обыч-ные люди и вещи наделяются символическим значением. "Теперь в жизни играют роль не только вещи и события, которые существуют и происходят, но помимо них и такие, которые нечто "означают", и именно потому, что "означают"" [4, с. 82]. Магическое действие становится символическим. Наряду с физическим страхом перед трупом, ха-рактер захоронения начинает определяться представлениями о неосязаемом в обычном смысле, доступном только посредством символов и скрытых значений в царстве духов, демонов и богов. Чтобы устранить вред, который может принести душа умершего, его помещают в гроб; чтобы заручиться ее расположением, ее обеспечивают необходимым для снос-ного существования и т.д. Если связь с умершим возможна только посредством симво-лических действий и Бог выражает себя только в символах, то можно удовлетвориться не реальными, а символическим дарами (древнейшие бумажные деньги служили сред-ством платежа не для живых, а для мертвых). Люди все чаще стремятся получить реальные результаты посредством символи-ческих действий, в сферу магического символизма втягиваются все виды человеческого действия. Магическое поведение должно повторяться в проверенной форме и не допус-кать малейшего отклонения, которое может сделать всю процедуру недействительной. Этим обстоятельством Вебер объясняет тот факт, что даже внутри рационализирован-ных религий противоречия догматического характера переносятся легче, чем нововве-дения в символике, которые могут помешать действенности магических акций. Так, вопрос, следует ли креститься двумя или тремя перстами, был существенной причиной раскола в русской церкви в XVII в. Магическая практика сопряжена, таким образом, со стереотипизацией социаль-ной деятельности, стандартизацией поведения. "Стереотипизация религией продуктов изобразительного искусства, - древнейшая форма стилизации, - непосредственно обу-словлена магическими представлениями, а косвенно - возникшей в связи с магической значимостью этих изделий профессионализацией, которая уже сама по себе предпола-гает работу по образцам" [4, с. 83]. Магически (или, по Веберу, харизматически) моти-вированные действия на ранней ступени развития ориентированы на посюсторонний мир, на вполне утилитарные цели. Но это такие дей-
155 ствия, для совершения которых требуются особые, выходящие за пределы есте-ственных возможностей силы и способы действий (эту реальность иранцы именовали "мага", а связанные с ней силы и действия - магическими). Вебер предпочел название, производное от греческого слова "харизма" - дар, способность (поэтому "магическое" и "харизматическое" - синонимы). Магия как техника воздействия на сверхчувственные силы возникает вместе с верой в духов (будущих "богов" и "демонов", на первых порах еще не имеющих ни личных качеств, ни длительного существования, ни даже опреде-ленного наименования). Вера в духов стала основой древнейшего "призвания" - при-звания профессионального колдуна, который в отличие от обычного человека обладает постоянно действующей харизмой и способностью колдовать. Харизма проявляется в таком специфическом состоянии, как экстаз. Социальная форма, в которой это состояние достигается (с помощью наркотиков и музыки), - оргия. На основании опыта, связанного с оргиями и под влиянием профес-сиональной практики колдуна, появляется представление о "душе", присутствующей позади, вблизи или внутри природных объектов, подобно тому как в человеческом теле присутствует нечто, покидающее его во сне, беспамятстве, в экстазе и смерти. Таким образом, уже на этой стадии бытует представление о "сверхчувственных" силах, спо-собных вмешиваться в судьбы людей, подобно тому как люди вмешиваются в события внешнего им мира. Магия использует два способа воздействия на сверхчувственные силы: один сво-дится к попыткам заставить эти силы служить целям людей, другой - заслужить их благоволение жертвоприношениями. Жертва является магическим действием в том случае, если она рассматривается как средство принуждения богов к желательным для людей действиям." Тот, кто обладает харизмой и способен применить правильные средства, сильнее бога и может заставить его подчиниться своей воле" [4, с. 96]. В дан-ном случае имеет место не религиозное действие - "служение Богу", а именно магиче-ское - "принуждение Бога". Однако Вебер считает более древним и более важным дру-гой мотив магического жертвоприношения: оно "должно установить communio (от лат. - общность) - совместную трапезу, скрепляющую братскими узами жертвователи с бо-гом" [4, с. 97]. Магически мотивированные нормы поведения, соблюдение многочисленных за-претов и предписаний, этически индифферентны. "Этика" мало интересует греческих антропоморфных богов-
156 олимпийцев, во всяком случае меньше, чем людей. Мотивы колдовства весьма трезвы и рациональны. "Do ut des" ("даю, чтобы ты дал" - в пер. с лат.) - таково основ-ное правило магически мотивированных действий и в целом - повседневной и массовой религиозности всех времен и народов во всех религиях: "устранение "посюсторонних" внешних бед и дарование "посюсторонних" внешних преимуществ - таково содержание всех обычных "молитв ", даже в самых "потусторонних" религиях" [4, с. 98].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Харизма и магия» з дисципліни «Соціологія релігії»