Моральная обязательность того или иного образа действий, которая предписывает совершать одни действия и воздерживаться от других, уважать определенные области свободы других людей и брать на себя ответственность за надлежащее использование свободы в таких же пределах, служит проявлением в действии приверженности ценностям, и не просто соблюдения норм. В этом способе санкционирования деятельности происходит сочленение системы норм и экспектации с регулирующими их ценностями, которое Парсонс называет легитимацией нормативной системы. Речь идет о легитимации самого
146 нормативного порядка, связанного с культурной системой ценностей, которая "трансцендентна" по отношению к данной социальной системе. "В конечном счете ле-гитимация восходит к религиозным обоснованиям". Таким образом, системный функ-ционализм основывает понимание религии на связи между нормой и ценностью, обес-печивающей "поддержание культурного образца". Парсонс показывает, что в сложных обществах, кроме религиозного, имеются и многие другие, нижележащие уровни узаконения. Но нас в данном случае интересует религия, ее роль в решении проблемы легитимации нормативной системы и тем самым интеграции общества. Парсонс утверждает, что институционализацию нормативной системы дополняет интернализация системы экспектаций в личности отдельного чело-века. Он обращается, таким образом, к другой стороне основной проблемы социологи-ческой интеграции - "мотивационной", мотивации индивида наличном уровне. Парсонс предполагает, что общим результатом интеграции является совокупность экспектаций, приносящая удовлетворение участвующим в ее реализации индивидам, и эта "удовле-творяющая индивида функция" может быть определена как культурная легитимация нормативной системы. Эти задачи решаются в процессе интернализации соответст-вующих мотивационных структур - в процессе социализации. Сложные общества в дополнение к процессам социализации вырабатывают спе-циализированные механизмы социального контроля, посредством которого расхожде-ния между системой экспектаций и фактическим поведением сводятся к минимуму. Дюркгейм, по словам Парсонса, первым понял, что религиозные обряды, усиливающие мотивацию поддержания социальной солидарности, а вместе с тем и более полной реа-лизации нормативных экспектаций, имеют именно этот смысл. Так, функция обряда похорон заключается в противодействии нарушениям, вы-званным тяжелой утратой, сохранении дееспособности социальных единиц, потеряв-ших ценного человека. Парсонс отмечает, что важную роль играют институты, организованные вокруг "терапевтических" процессов, корнями своими уходящие в историю магии и религии. Как было сказано, в процессах социального взаимодействия участвуют все типы санкций, и все они имеют то или иное значение и в процессах социального контроля. Особенно важен тот тип обобщенной санкции, роль которой аналогична роли денег в экономических системах и роли власти в системах политических. Речь
147 идет о санкции, обозначаемой как влияние, престиж или авторитет, которым об-ладает социальная единица - индивид и коллектив. Это своего рода обобщенная спо-собность к убеждению других, лидерство как проявление влиятельного положения в коллективе. Этот институциональный комплекс связан с сочленением социальной системы с глубинными слоями личности и системой родства. Он связан также с культурной сис-темой, которая легитимизирует и другими способами ориентирует действия членов со-циальной системы. Центром этого комплекса применительно к системе культурной легитимации является религия. Религия выступает здесь в качестве функциональной универсалии общества. Религия, общество и культура. Согласно Парсонсу, таким образом, в организа-ции религии главным является культурный элемент. Она входит в систему поддержа-ния образцов, делает акцент на ценности и образует религиозный компонент культуры. Парсонс отмечает, что светская культура также оказывает влияние на ценности - через искусство, преподавание гуманитарных наук и научные исследования в этой области. Однако такого рода соотнесение с ценностями культурной системы, в которой религия выступает в качестве функциональной универсалии общества, стабилизирует социальный порядок еще несовершенным образом. Эта легитимация не выходит за рамки институализированных в системе культуры ценностей. Но все равно остаются проблемы, связанные с ранней, преждевременной смертью, незаслуженным страдани-ем, утратой смысла. Поэтому легитимация должна совершаться на новом, более высо-ком уровне, который выходит за пределы области социальной деятельности и образует область "последней действительности" (Ultimate reality). Связь между этими областями - социальной и культурной реальностью, с одной стороны, и "конечной реальностью" - с другой, осуществляет религия, и эта связь проявляется в ответах, к которым приходит человек по "проблеме значения". У Парсонса эта "конечная действительность" или "высшая реальность" означает нечто эмпирически определенное и ее не следует отождествлять с теологическим поня-тием "священного". Понятие "высшей реальности" в данном случае вовсе не обязатель-но (VI носится к феномену, включаемому в религию с точки зрения ее субстанциональ-ного определения как "встречи со священным". Правда, само название "высшая реаль-ность", или "последняя/конечная действительность", окрашено теологически и потому мо-
148 жет вводить в заблуждение. Однако Парсонс мыслит в данном случае вполне в духе Дюркгейма и его понимания "священных вещей", в духе символического реализ-ма, от которого один шаг до признания функциональных эквивалентов религии в свет-ских идеологиях. Парсонс пишет, что система легитимации всегда основывается и за-висит от основополагающего бытия, связь которого с "последней действительностью" очевидна. Это означает, что даваемое этой системой легитимации обоснование всегда в некотором смысле является религиозным. Парсонс сталкивается, таким образом, с опасностью слишком расширительной трактовки религии, свойственной функциона-лизму. Смысл же достаточно сложных построений и терминологии, к которым прибега-ет Парсонс, заключается в конечном счете в том, что общество лишь тогда может рас-сматриваться как достаточно интегрированная система, когда его нормативный поря-док так или иначе подкрепляется отнесением к "последней действительности" как ос-новополагающей системе его легитимации. Без религии, интерпретируемой таким об-разом, обществу всегда угрожала бы дезинтеграция и в его распоряжении оставалось бы единственное средство поддержания порядка и стабильности - насилие. Итог: исходная посылка "системного функционализма" - каждое общество должно обеспечивать образ действий, соответствующий нормативной системе, которая требует обоснования и узаконения, - приводит к тому, что религия предстает в качестве средоточия культурной системы, сочленения социальной системы с культурной, по-скольку простая ссылка на правильность или эффективность нормативных экспектаций оказывается недостаточной и требуется мотивация, обеспечивающая следование куль-турным образцам. Религия рассматривается с этих позиций как гарант стабильности и жизнеспособности общества. По существу, она идентифицируется с функцией обеспе-чения "следования образцу", поскольку выполняет эту функцию посредством соотнесе-ния нормы с безусловно значимыми ценностями, укорененными не в тех или иных кон-кретных социокультурных системах, а в общих "универсалиях" человеческого сущест-вования. Теории, основывающие понимание религии на интегративной функции, в сущ-ности, исходят из того обстоятельства, что каждое общество должно выделять из мно-жества возможных способов действия оптимальные для него образцы поведения в ка-честве предписываемых или, по крайней мере, дозволенных и добиваться того, чтобы "социальные единицы", включая отдельных индивидов, со-
149 ответствовали им. Для этого необходимо изыскать средства противодействия отклоняющемуся поведению. Проблема заключается в том, чтобы узаконенные цели и средства их достижения воспринимались индивидом, являющимся членом данного об-щества, не как нечто принудительное, извне ему навязываемое, а как диктуемое объек-тивным смыслом, заложенным в природе мироздания, т.е. не как случайное установле-ние. Религия представляет собой именно такой способ восприятия действительности, мироощущения, обоснования соответствующих ценностных ориентации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Легитимация нормативной системы и религия» з дисципліни «Соціологія релігії»