К силам, находящимся за пределами обычного, относятся и магия, и религия. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между собой этих двух феноменов, каж-дый из которых характеризуется общением с сакральным. Не вникая в детали, отметим лишь, что магия означает манипулирование безличной силой с помощью особых прие-мов, колдовства во имя достижения конкретных, со ответствующих интересам индиви-да целей, не связанных с моральными оценками. Ее эффективность зависит от точности выполнения ритуальных магических действий, соблюдения традиции. Магия связана со стереотипизацией человеческой деятельности, тогда как рели-гиозная рационализация человеческой деятельности осуществляется в ином контексте - когда существование
95 уже не обеспечивается полностью традицией, а священное из безличной разли-той в мире силы трансформируется в божественную личность, возвышающуюся над профанным миром. В то же время существует структурное сходство магии и религии - на это обра-щает внимание Вебер, вводя понятие "магического символизма". На определенной сту-пени происходит замена реальной жертвы, например в погребальной церемонии, - жертвой символической, рисунком жертвенного животного, какими-то частями его тела и т.п. В большей или меньшей мере магический смысл ритуального действия сохраня-ется и в религии. Для понимания религии важно, таким образом, выявить отличия ре-лигиозных символов не только от магических, а вообще - от нерелигиозных. Если божество, т.е. всесильное "иное существо", находится в другом мире, то доступ к этой силе люди получают в тех действиях, которые составляют практику ре-лигиозной жизни (культовой деятельности) и назначение которых - служить связую-щим мостом между "этим миром" и "иным миром", - мостом, по которому могучая сила божества может быть направлена на помощь бессильным людям. В материальном смысле этот мост представлен "святыми местами", которые одновременно находятся и в "этом мире", и за его пределами (например, церковь считается "домом Бога"), посред-никами - "святыми людьми" (священнослужителями, отшельниками, шаманами, вдох-новенными пророками), наделенными способностью устанавливать связь с силами ино-го мира, притом что сами они живут все же в этом мире. Этот "связующий мост" пред-ставлен не только культовой деятельностью, но и в мифологии и представлениях об инкарнациях, перевоплощениях божеств, которым удается быть одновременно и боже-ствами, и человеческими существами. Посредник - будь то реальное человеческое су-щество (например, шаман) или мифологический богочеловек, - наделен "пограничны-ми" чертами: он и смертный, и бессмертный. "Сила Духа Святого" - магическая сила в общем смысле "священнодействия", но она также сексуальная сила - способна оплодо-творять женщин. Важной характеристикой каждой религии является ее отношение к магии и ре-лигии как "идеальным типам", т.е. степень присутствия в ней магических элементов и степень ее рационализации: в одних религиях больше одного, в других - другого. В за-висимости от этого формируется присущий данной религии тип отношения к миру. Общую тенденцию религиозной эволюции Ве-
96 бер определяет как "расколдование мира" и усиление религиозной рационализа-ции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Магия и религия» з дисципліни «Соціологія релігії»