ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

СМИ и современное государство
Возникновение института свободной прессы следует рассматривать как часть важ-нейших структурных и культурных изменений, порождённых процессом модернизации и вызвавших радикальное переосмысление сущности и функций государства как цен-трального политического института общества.
Традиционные государства — государства, существовавшие до эпохи промышлен-ной революции и политических революций эпохи Нового времени, — значительно отли-чались от современных государств. Одно из важных отличий состоит в том, что совре-менное государство базируется на ином, нежели государство традиционное, типе леги-тимации власти.
В основе легитимности современного государства лежит не традиция, не религия, но согласие и воля народа, имеющие институциональное оформление (избирательное право, выборы, политические партии и другие демократические политические институ-ты).
Государство и представители политической власти вплоть до глав государств уже не сакрализуются и не являются носителями некоего абсолютного, не подвергаемого со-мнению

авторитета. Государство воспринимается как институт, функцией которого является за-щита прав и свобод личности, общенациональных интересов, а политические лидеры и функционеры — как чиновники, призванные выполнять определённые обязанности и ответственные перед народом.
В таких условиях государство вынуждено учитывать общественное мнение, гла-шатаем которого и выступают свободные СМИ. Важной функцией СМИ в демократиче-ских государствах является также контроль за действиями властей.
Современное демократическое государство вынуждено прибегать к убеждению, а не принуждению, реализуя те или иные политические решения, и важнейшим каналом, с помощью которого государство может воздействовать на общественное мнение, также являются СМИ.
Таким образом, в демократическом государстве СМИ выступают как важнейший и необходимый посредник в отношениях между государством и гражданским обществом.
Однако развитие в XX веке новых средств массовой информации — радио и теле-видения — не только накладывает определённые ограничения на государственную власть, но и даёт в руки государства новый мощный механизм управления обществом.
Используя средства массовой информации, государство имеет возможность влиять на умы граждан, поддерживая те ценности, убеждения и стереотипы, которые необхо-димы для укрепления и легитимации существующего социального и политического по-рядка. Эта проблема уже затрагивалась ранее.
Учитывая, что основную массу информации об окружающем мире современный человек получает посредством СМИ, роль государственного контроля над ними невоз-можно переоценить.
Электронные средства массовой информации — радио и телевидение — в отличие от прессы, требующей от её создателей меньших затрат и ресурсов, легче подвергнуть государственному контролю (до новой технической революции, связанной с появлением спутникового и кабельного телевидения, а также интернета, но к этому вернемся ниже).

7. Зак. 549

Современный исследователь СМИ Монро Прайс пишет в связи с этим:
«Первые полвека вещания — период с 1915 года до середины 1960-х годов — были эрой практически всеобщего контроля государств над своими радиовещательными, а затем и телеви-зионными структурами. Это было время становления и консолидации, период, завершившийся с запуском спутников и появлением кабельного телевидения. Эти полвека были охарактеризованы событиями, которые во многих отношениях подчеркнули политические и культурные потребно-сти государства. На менталитет первого поколения вещателей оказало влияние чувство нацио-нальной идентичности, возникшее в результате Первой мировой войны. Первый директор про-грамм Би-би-си (Британской вещательной компании, ВВС), например, начал свою карьеру на радио со сбора и редактирования для своего правительства перехваченных пропагандистских передач противника. Для всех основных западных держав современные коммуникации были частью стремления к централизации и превосходству национальных влияний над региональны-ми. Практически везде бюрократия была воспитана в духе протекционизма и изоляционизма Великой депрессии. Их последователи были немного более космополитичны. Для них учителя-ми необходимости сильной государственной идентичности были антагонизмы Второй мировой войны и резкое размежевание времён «холодной войны». Даже в Соединенных Штатах, где так высоко ценится разделение правительства и прессы, предметом гордости был тот факт, что слу-жащие могли переходить из радиостанции «Голос Америки» в частные сети и наоборот. Неуди-вительно, что в период, когда такое значение уделялось границам, была столь резко выражена национальная забота о характере образов»1.
Таким образом, даже в демократических государствах электронные СМИ были орудием государственной политики. Но в наиболее последовательной и жёсткой форме контроль государства над СМИ проявился в условиях тоталитарных режимов.

1 Прайс М. Телевидение, телекоммуникации в переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — http://www.medialaw.ru/publications/books/ mp/index.htm

Одним из характерных признаков тоталитарного режима (согласно К. Фридриху и 3. Бжезинскому) является полный государственный контроль СМИ. Независимых СМИ не существует, все они находятся в руках государства и превращаются в эффективную пропагандистскую машину. Населению доступна лишь одна — официальная, государст-венная точка зрения на происходящие события. Доступ оппозиции к СМИ полностью блокируется (собственно и оппозиции как таковой при тоталитарных режимах не суще-ствует). СМИ при тоталитарном режиме служат утверждению официальной идеологии.
Идеологическое воздействие СМИ при тоталитаризме сводится не только к распро-странению утверждённой государством и правящей партией интерпретации политиче-ских событий, но включает и формирование у аудитории определённого мировоззрения, господство которого исключает любой плюрализм мнений, какие бы проблемы ни затра-гивались — моральные, научные, эстетические и т.д.
Для поддержания тоталитарного режима государственные СМИ не менее важны, чем массовые репрессии и огосударствление экономики, поскольку именно с их помо-щью формируется массовая поддержка режима, его культурная легитимация.
Приведём в качестве наглядной иллюстрации исторический документ, характери-зующий специфику государственных СМИ (в данном случае — радио) при нацистском тоталитарном режиме.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СМИ и современное государство» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
КЕРУЮЧИЙ САНАЦІЄЮ, ЙОГО ФУНКЦІЇ ТА ПОВНОВАЖЕННЯ
ВИВЧЕННЯ НАЯВНОЇ САНАЦІЙНОЇ КОНЦЕПЦІЇ ТА ЗБІР НЕОБХІДНОЇ ІНФОРМАЦ...
РЕОРГАНІЗАЦІЯ ЯК СПЕЦИФІЧНИЙ НАПРЯМ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄ...


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 1050 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП